Безопасность в Интернете для школьников и родителей
Интернет – это быстрый доступ к различной информации, общение с друзьями и близкими, возможность оперативно обмениваться новостями и быть в курсе последних событий.
Все эти возможности неразделимо связаны с различными рисками. Как и в реальной жизни, находясь в интернет важно оставаться в БЕЗОПАСНОСТИ. Иногда твои собеседники могут оказаться не теми, за кого они себя выдают.
Подростки в социальных сетях: безопасное поведение
Современную жизнь трудно представить себе без сети «Интернет». Современные компьютерные технологии стремительно развиваются и занимают все больше места в жизни каждого человека. И дети не остаются в стороне от этого процесса.
Тенденции к развитию облачных технологий и общения в социальных сетях стирают границу между локальным и сетевым использованием вычислительной техники, многие даже не задумываются о том, что используют интерне, настолько этот технологический феномен стал частью повседневной жизни. Вместе с тем интернет технологии используют преступники и правонарушители.
Рано или поздно, подросток и социальные сети встречаются. Родители не всегда даже знают, что их ребенок заводит страницу Вконтакте. Что уж говорить о том, чтобы отслеживать общение подростков в социальных сетях. Но, если вовремя и откровенно не обсудить правила безопасности в сети интернет, социальные сети в жизни подростков могут сыграть трагичную роль. Как вести себя родителям, когда ребенок начинает свою интернет-жизнь, и что важно донести до него, чтобы обеспечить его информационную безопасность? Если вовремя не объяснить ребенку правила поведения в интернете, проблемы могут возникнуть в самый неожиданный момент. Дети сталкиваются в сети с мошенниками, подвергаются травле. Многие поведением в сети могут неосознанно испортить себе жизнь «в реале». По разным данным, дети начинают проявлять интерес к социальным сетям в возрасте лет. Они открывают для себя самые популярные площадки: «вконтакте» и «одноклассники». К моменту заведения аккаунта дети уже неплохо разбираются в интернете, и помощь родителей им вряд ли потребуется. Иногда мама с папой даже не знают, что их ребёнок активно общается онлайн. Увы, сеть это небезопасная среда.
Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.
В Интернете, как и в реальной жизни, детей подстерегают опасности: доступность нежелательного контента в социальных сетях, обман и вымогательство денег, платные СМС на короткие номера, пропаганда насилия и экстремизма, игромания и интернет-зависимость, склонение к суициду и т.п.
Интернет-зависимость — это навязчивое желание подключиться к Интернету, и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. Некоторые дети настолько увлекаются виртуальным пространством, что начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Видами интернет-зависимости являются навязчивый веб-серфинг, пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам (большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в сети), игровая зависимость - навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.
Многие юные пользователи соцсетей не задумываются о простых правилах. Они смело выкладывают подробную информацию о себе, с номером телефона и адресом, «чекинятся» везде, где бы они ни были, выкладывают массу личных фото. Объяснить ребёнку, почему это опасно, должны родители. Важно также провести чёткий инструктаж по поводу общения в сети с незнакомцами. Детей нужно научить говорить чёткое «нет» на предложения списаться по электронной почте, созвониться, а тем более встретиться.
Подростки быстро понимают, что на их страницы могут прийти не только друзья. Но это не единственная проблема, с которой они могут столкнуться. Троллинг, сетевая травля, неприятная и взрослому. А в 10-16 лет такое психологическое давление может стать причиной комплексов, неуверенности в себе. А для некоторых и вовсе оказаться невыносимым, и толкнуть подростка к суициду. Чем откровеннее и подробнее родители рассказывают ребёнку правила поведения в сети, тем лучше. Взрослые опытные пользователи, нам часто не приходит в голову, что нужно объяснять элементарное. Например, поговорить про ответственность за контент.
Не запрещать, а научить.
У 9 подростков из 10 есть свои профайлы в соцсетях и практически половина посещает ту или иную сеть каждый день. Конечно же, все рассматривают свои гаджеты как личное пространство, и поэтому разговор о соцсетях в частности и Интернете в целом требует от Вас большой деликатности.
Польза соцсетей для подростка:
- Потенциал для саморазвития и помощь в учебе:
- Поддержка связи с друзьями и родственниками;
- Возможность заводить интересные знакомства;
- Улучшение коммуникационных навыков и креатива:
- Решение вопроса трудоустройства.
Обратная сторона соцсетей
1. Обнародование личной информации
Как показывает практика, большинство подростковых профайлов - просто находка для злоумышленников. Там есть настоящие имя/фамилия, город проживания, номер школы, информативные личные фото и т.д. И еще нередко подростки бездумно используют приложения, которые отображают местонахождение пользователя.
2. Кибербуллинг
Кибербуллинг (cyber bullying) - это долговременные издевательства и унижающая критика человека в соцсети. Подобная травля может довести даже до суицида.
3. Порнография
Страшный сон большинства родителей на самом деле не всегда так ужасен. Мотивы ребенка, заходящего на порносайт, чаще всего самые невинные - простое любопытство. Тут выбор - либо тактично обсудить данный вопрос в ключе шокирующего содержания подобных ресурсов, не имеющих ничего общего с тем, что вы вкладываете в понятие «интимные, любовные отношения», либо поставить жесткие фильтры в браузере.
4. Доверие
Даже взрослый не всегда может распознать мошенника как реального, так и виртуального. Что ж тогда говорить о подростках. Обязательно стоит объяснить юному юзеру, что чрезмерно открытое распространение информации в сети может закончиться очень печально - кражей или насилием.
5. Репутация
Не всем известно, что фото, видео и комментарии, опубликованные однажды и в последствии удаленные - не исчезают бесследно. Увы, они все-равно остаются «в памяти» Всемирной путины.
6. Неидеальная жизнь
Соцсети грешат показательностью. Сравнение количества друзей и красивых фото других пользователей из путешествий или в «брендовом прикиде» может вызвать комплекс неполноценности, зависть, недовольство собой и своей жизнью.
В идеале родители должны быть в курсе интересов, поведения и в целом онлайн-жизни ребенка. Но, конечно же, не через шпионство и подглядывание из-за спины - это только испортит отношения и увеличит между вами дистанцию. Всячески подчеркивайте, что вы уважаете личное пространство, но хотите убедиться, что ребенок осведомлен о мерах безопасности.
Главное - правильное воспитание и доверительные отношения с подростком. Взрослым необходимо принимать участие в его «виртуальной» жизни и помогать различать хорошее от плохого. Стимулировать у подростка развитие критического мышления. Время от времени сидеть рядом с ним, когда он играет в игры. Совместно посещать с подростком его любимые сайты, вникать в его интересы. Надо чаще говорить подростку о том, что не все люди в интернете являются теми, за кого себя выдают. Среди них есть мошенники, преступники, сектанты-вербовщики. Важно объяснить подростку, что не все, что он читает или видит в интернете — правда.
Потому проговорите с подростком следующие правила:
Деликатность
Объясните, что грубое поведение также неприемлемо для виртуального мира, как и для реального. Расскажите о кибербуллинге, донесите до него посыл, что некоторые фото и комментарии могут скомпрометировать другого человека или обидеть. То же касается и сообщений в его адрес - попросите сообщать вам о неприятных моментах, которые ему пришлось ощутить по отношению к себе.
Последствия некоторых публикаций
Не всегда дети отдают себе отчет в серьезной опасности безобидных якобы поступков. К примеру, подростки могут не понимать, что некоторые посты могут сыграть злую шутку против него и всей семьи.
Пример: опубликовав свой адрес в профиле и сообщив в одном из постов, об отъезде на каникулы, он дает шанс ворам обокрасть квартиру/дом. Дайте понять, что не стоит нигде онлайн указывать свой мобильный и любые другие личные данные.
- Вездесущность Интернета
Информация не пропадает из Всемирной паутины бесследно. А значит, что-то опубликованное сегодня, может иметь негативные последствия через время, когда это увидят родители, сокурсники, будущий работодатель, любимый человек.
- Конфиденциальность аккаунтов
Если вы достаточно опытный юзер - внесите настройки вместе и по каждому пункту проверьте понимание подростка важности сокрытия той или иной информации. Озвучьте важность паролей, почему их не следует никому передавать, даже лучшему другу. Кража личности - преступление и чревато серьезными последствиями.
- Никакой «дружбы» с незнакомцами
Не знаешь человека лично - не делай его виртуальным другом. Этому правилу нужно следовать неукоснительно.
- Никаких моралей, а только примеры
Ни один подросток не усвоит наставлений в форме чтения морали. К счастью, или сожалению, но в сети достаточно фактов, красноречиво указывающих на последствия несоблюдения правил поведения в соцсетях. Разберите их вместе.
Корректное виртуальное поведение родителей и их обращение с гаджетами - лучший пример для ребенка, как безопасно использовать социальные сети. И главное - бесполезно навязывать ребенку правило, если вы сами его не соблюдаете.
Задача родителей предостеречь детей от необдуманных поступков, сформировать навыки критического отношения к получаемой в Интернете информации, воспитать культуру безопасного использования Интернет.
Договаривайтесь с ребёнком о правилах сразу. Но не перегибайте с контролем, чтобы он не начал закрываться и не завёл вторую, тайную, страницу. Ненавязчивая помощь с настройками, объяснение правил поведения, возможность заглянуть на родительскую страницу, обсуждение контента разных пользователей это аккуратные шаги к взаимному сетевому доверию. И, конечно, постоянные беседы о реальности происходящего в интернете и ответственности за собственное поведение.
Рекомендации по формированию у детей
навыков безопасного поведения в сети Интернет:
1. Научите детей советоваться с вами перед раскрытием информации через электронную почту, чаты, доски объявлений, регистрационные формы и личные профили.
2. Научите детей не загружать программы, музыку или файлы без вашего разрешения.
3. Позволяйте заходить на детские сайты только с хорошей репутацией и контролируемым общением.
4. Беседуйте с детьми об их друзьях в Интернете и о том, чем они занимаются так, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.
5. Приучите детей сообщать вам, если что-либо или кто-либо в сети тревожит или угрожает им. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если рассказали вам. Похвалите их и побуждайте подойти еще раз, если случай повторится.
Девять правил для подростков в помощь родителям
1. Говори в сети только то, что скажешь, глядя в глаза.
2. Не показывай информацию о себе никому, кроме близких друзей.
3. Не трави других.
4. Травят тебя закрывай аккаунт.
5. Не рассказывай о себе незнакомцам.
6. Важно сказать «нет» предложениям о переписке, созвоне, встрече.
7. Троллинг не повод для нервных потрясений.
8. У шутки могут быть далеко идущие последствия.
9. За экраном такие же люди, как ты, помни об этом всегда.
10. Не ставить «лайки» под информацией о насилии, содержащей порнографию, материалы экстремистского характера.
Не рекомендуется размещать в социальных сетях:
- полную дату своего дня рождения (можно указать лишь день и месяц), а также свой адрес, номер телефона, место учёбы, место прогулок, время возвращения домой, сообщать в статусах, что кроме него, никого дома нет;
- информацию о родных людях: имена и даты рождения родственников, а также отмечать на фотографиях имена своих родственников и друзей;
- информацию о том, где подросток находится и куда собирается (можно использовать лишь прошедшее время, например, «вернулась из лагеря – вот мои фотографии»). Но необходимо учесть, что выставленными фотографиями может воспользоваться кто угодно;
- такую информацию, которая предназначена только определённым лицам, а о ней может узнать весь мир. Например, девушка отправляет в интернете сообщение о беременности своей задушевной подруге, а узнают о ней все желающие.
Родители должны знать, что подросток может выйти в интернет не тольк одома, но и у друзей, в школе или каких-то специализированных кружках, с любых мобильных устройств и где угодно. Существует много устройств для выхода во всемирную паутину, например, сотовый телефон, который трудно защитить от опасных сайтов. В данном случае могут помочь специальные дополнительные приложения.
На просторах интернета много нежелательных и даже опасных ресурсов для подростков. Среди них сайты, содержащие:
- порнографию;
- жестокость, агрессию, насилие, расовую нетерпимость, экстремизм, употребление наркотиков;
- сведения о деструктивных сектах, раскручивающих на деньги, финансовые аферы, рассказывающих о способах суицида. Очень большая опасность заключается в том, что не всегда такие сайты можно определить с первого взгляда, даже взрослому;
- знакомства; эти социальные сети опасны заменой реальных увлечений, реальных встреч с друзьями на виртуальные, а также возможностью познакомиться со взрослым человеком, который имеет криминальные намерения. Преступник может назначить встречу в реальном мире, под видом друга или подружки из социальной сети или онлайн игры;
- с онлайн играми. Играя в эти игры, подросток может слишком глубоко погрузиться в виртуальный мир, из которого потом трудно будет выбраться. Игры со слишком жестоким или сексуальным сюжетом наносят вред психике. А многопользовательские миры еще и потенциально опасны игровыми партнерами, которыми могут оказаться криминальные элементы и разного рода извращенцы;
- с интернет-казино, ставками на спорт и другими подобными ресурсами, формирующими зависимость от азартных игр, стимулируют подростка на денежные траты и воровство;
- с финансовыми аферами. Аферисты всех мастей используют любую возможность для того, чтобы забрать деньги пользователей. Они часто привлекают к этому подростков, которые становятся слепым орудием в их руках.
- с распространением наркотических веществ и других психотропных веществ, с целью «быстрого» заработка денежные средства.
Уберечь подростков от посещения подобных страниц в интернете на домашнем компьютере поможет:
- активация на компьютере «Родительского контроля» — специальной программы (или пакета программ);
- установка специализированного программного обеспечения, «детский браузер»;
- использование стандартных фильтров поисковых систем, например, Яндекса («семейный поиск») или Google («строгая фильтрация»);
- функции ограничения доступа в стандартных системах безопасности, например, в антивирусных пакетах;
- специализированные приложения для фильтрации запрещенных сайтов, например, KinderGate.
Только ограничительные меры не смогут защитить подростка от опасных сайтов.
Какое наказание грозит за оскорбление/клевету/буллинг в соцсетях?
Законодательством Республики Беларусь предусмотрена уголовная и административная ответственность за оскорбление и клевету как в повседневной жизни, так и в интернете. Необходимо разграничить два указанных понятия.
Оскорбление — умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме. Например, в сети гражданин получает сообщение, в котором содержится информация, унижающая его честь и достоинство, выраженное в неприличной форме, то есть содержит нецензурные выражения. Факт получения сообщения подтверждается скриншотом, который в последующем прилагается к заявлению. Стоит обратить внимание, что сообщение может быть и правдивым, но выражено в грубой и неприличной форме. За такое деяние предусмотрен штраф в размере до 20 базовых величин (статья 9.3 КоАП).
Клевета — распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений. Например, в интернете гражданин получает сообщение, в котором содержится информация, не соответствующая действительности («ты — насильник»). Ответственность за такое деяние предусматривает штраф в размере до 30 базовых величин (статья 9.2 КоАП).
За оскорбление и клевету, осуществленные в публичной форме, например, сообщение размещено в свободном доступе в интернете и с ним могут ознакомиться посторонние граждане, лицо, его разместившее (распространившее), может быть привлечено к уголовной ответственности (статья 188 и 189 УК Республики Беларусь). В данном случае нарушителю грозит не только штраф, но и исправительные работы на срок до двух лет, или арест, или ограничение свободы до трех лет. Также оскорблением или клеветой может быть признана информация, содержащаяся в видеороликах, карикатурах, демотиваторах, мемах и гифках.
Что касается публичной травли в интернете, угроз жизни и здоровью людей в соцсетях и других ресурсах – такие действия влекут уголовное преследование, так как «посягают на такие основополагающие права граждан, как жизнь, здоровье, неприкосновенность личной собственности (ст. 186 УК предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы сроком до 2 лет)».
Уголовный Кодекс Республики Беларусь
Статья 343. Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера
1. Хранение с целью распространения или рекламирования либо распространение, рекламирование порнографических материалов, печатных изданий, изображений, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, а равно изготовление с целью распространения или рекламирования либо трансляция или публичная демонстрация порнографических материалов, печатных изданий, изображений, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера – наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом.
2. Изготовление или хранение с целью распространения или рекламирования либо распространение, рекламирование, трансляция или публичная демонстрация порнографических материалов, печатных изданий, изображений, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера, совершенные из корыстных побуждений либо организованной группой, а равно распространение, рекламирование, трансляция или демонстрация заведомо несовершеннолетнему порнографических материалов, печатных изданий, изображений, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, – наказываются ограничением свободы на срок от двух до четырех лет или лишением свободы на тот же срок.
Экстремизм — это призыв социальных масс к насильственным действиям против существующего политического, религиозного или социального строя. На протяжение всего исторического развития тема экстремизм выражалась в расовой, социальной, национальной, языковой принадлежности человека. Такое течение нарушает интересы и безопасность населения, которое может свободно выбирать вероисповедание, язык и т.д.
Какие проявления экстремизма существуют на сегодняшний день:
- Проведение пропаганды и публичного демонстративного поведения;
- Фанатичность к конкретным взглядам и проявление жестокости по отношению к другим;
- Проведение террористических, бандитских операций;
- Захват власти идеологией, демонстрациями и пропагандой;
- Использование нацистских символов и схожей атрибутики. Экстремистские организации часто пользуются данным методом для привлечения внимания;
- Призывы и распространение экстремистских материалов против существующего режима и социальных мнений. Их массовое распространение влечет волнения в обществе и нарушение цивильного состояния.
- Проявление экстремизма выражается в конкретной идеологии, которую несет один человек или группа в общие массы. Экстремисты считаются себя исключительными, превосходящими других по правам и развитию. Это порождает ненависть и вражду к конкретно взятой социальной группе.
Ответственность за экстремизм
Статья 130 УК РБ. Разжигание расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни
1. Умышленные действия, направленные на возбуждение расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни по признаку расовой, национальной, религиозной, языковой или иной социальной принадлежности, – наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.
2. Те же действия, соединенные с насилием либо совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, – наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные группой лиц либо повлекшие по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, – наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет.
Статья 17.10 КоАП РБ. Пропаганда и (или) публичное демонстрирование, изготовление и (или) распространение нацистской символики или атрибутики
Пропаганда и (или) публичное демонстрирование, изготовление и (или) распространение нацистской символики или атрибутики – влекут наложение штрафа в размере до десяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, на индивидуального предпринимателя – до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, а на юридическое лицо – до двухсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения.
Примечание. 1. Под нацистской символикой или атрибутикой понимаются флаг, гимн, эмблема, вымпел, галстук, нагрудный и опознавательный знак Национал-социалистической рабочей партии Германии или их копии.
2. Не являются административными правонарушениями изготовление, публичное демонстрирование и (или) распространение нацистской символики или атрибутики физическим лицом, индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом при осуществлении деятельности в области театрального, музыкального, циркового и изобразительного искусства, библиотечного дела, кинематографии, музейного дела, гастрольно-концертной деятельности, издательского дела, образовательной деятельности, средств массовой информации в соответствии с законодательством.
Статья 17.11. КоАП РБ. Изготовление, распространение и (или) хранение экстремистских материалов
Изготовление и (или) распространение, а равно хранение с целью распространения экстремистских материалов, если в этих деяниях нет состава преступления, – влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, на индивидуального предпринимателя – от пятидесяти до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, а на юридическое лицо – от ста до пятисот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств.
Ежегодно значительное количество несовершеннолетних вовлекаются в незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. Так, только на территории Гомельской области за последние 4 месяца 20 несовершеннолетних привлечены к уголовной ответственности по статье 328.
Употребление несовершеннолетним наркотиков может стать прямой причиной отчисления из учреждения образования. Так, статьями 126-127 Кодекса Республики Беларусь об образовании за употребление наркотиков в отношении учащихся, завершивших освоение содержания образовательной программы базового образования и достигших шестнадцатилетнего возраста в качестве одного из взысканий предусмотрено отчисление из учреждения образования.
Учащиеся в возрасте от 11 до 15 лет могут быть помещены в специальную лечебно-воспитательную школу закрытого типа в соответствии с п.18 ст. 284 КоБС. Также не стоит забывать, что одной из крайних, но возможных мер является лишение родительских прав нерадивых родителей в случае ненадлежащего выполнения ими родительских обязанностей, вследствие чего их ребенок пристрастился к употреблению наркотиков.
Одним из важнейших путей предупреждения наркомании является – профилактика. Борьба с наркоманией предусматривает принятия комплекса мер правового характера. Среди них преобладают уголовно-правовые нормы.
В настоящее время логическим завершением судебного разбирательства в отношении несовершеннолетнего правонарушителя в сфере незаконного оборота наркотиков, является либо его полная изоляция от общества в воспитательной колонии, либо назначение наказания в виде ограничения свободы или иных мер уголовной ответственности, которые предусмотрены лишь по ч.1 ст.328 Уголовного кодекса.
Само по себе хранение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, равно как их изготовление, переработка, приобретение, перевозка или пересылка, считается оборотом наркотиков и является преступлением, предусмотренным ч.1 ст.328 Уголовного кодекса, за которое предусмотрено наказание в виде ограничения свободы на срок до пяти лет или лишение свободы на срок от двух до пяти лет. Ответственность за указанное деяние наступает с шестнадцатилетнего возраста.
Повышенную ответственность уголовный закон предусматривает за оборот наркотиков с целью сбыта либо собственно за сбыт. Уголовная ответственность в этом случае наступит уже с 14 лет. Под сбытом понимается как возмездная, так и безвозмездная передача наркотических средств другим лицам посредством продажи, дарения, обмена, уплаты долга, дачи взаймы и иным способам.
Незаконные с целью сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка либо незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов – наказывается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации.
В ч.3 ст.328 действия, предусмотренные ч.2 ст.328, совершенные группой лиц, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, ст. 327, 329 или 331 уголовного кодекса, либо в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов в крупном размере, либо за сбыт на территории учреждения образования, организации здравоохранения, воинской части, исправительного учреждения, арестного дома, в местах содержания подстражей, лечебно-трудовом профилактории, в месте проведения массового мероприятия либо заведомо несовершеннолетнему – наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.
Уголовный кодекс не содержит перечень наркотических, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, поскольку таких средств существует огромное множество и с каждым днем их становится все больше. В Республике Беларусь существует утвержденный постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 11.02.2015 №19 республиканский перечень наркотических средств, психотропных веществ, и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь, который постоянно обновляется.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 ноября 2000 г. № 1785 установлен перечень наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, которые были обнаружены в незаконном обороте, с их количественными оценками. В этом документе устанавливается то, какой размер наркотиков считается крупным отдельно для каждого вида из списка. К примеру, крупным размером марихуаны считается 100 грамм высушенного вещества, а крупным размером ЛСД – 0,005 грамма. Минимальный размер дозы наркотиков, за оборот которых предусмотрена уголовная ответственность, законом не установлен.
Правила безопасности пребывания в социальных сетях можно свести к 3 базовым принципам:
1. Предвидеть опасность
2. По возможности избегать опасности
3. При необходимости действовать совместно с педагогами и психологами.
Предлагаем учащимся принять участие в анонимном опросе "Социальные сети"
Опрос доступен по ссылке:
https://onlinetestpad.com/s/socialnye-seti-21-22
резервная ссылка:
https://onlinetestpad.com/llkmdoooxs6ki
Безопасность детей в сети Интернет
Опасные картинки
Практически каждый из нас является счастливым обладателем мобильного телефона, а многие – и компьютера.
В школе, транспорте, дома – ты всегда на связи и готов к общению. И не только к общению. Как же хочется поделиться какими-нибудь новыми картинками, фотографиями или видео, скачанными из Интернета с друзьями, одноклассниками и просто знакомыми!
А теперь ответь себе на вопрос: «Как часто я задумываюсь о том, какую картинку, фотографию или видео посылаю другому лицу и будет ли мне что-нибудь за это?». Думаю, что ответ не заставит себя долго ждать.
Вместе с тем, не всегда такие картинки, фотографии или видео столь безобидны, а их передача другому лицу – безнаказанна.
Дети, подростки, молодежь часто хотят знать информации намного больше, чем им могут предоставить родители, школа или общедоступные Интернет-ресурсы. И их любопытство порой оказывается на грани, а иногда и за гранью дозволенного.
Признайся себе, ведь хоть раз в жизни ты, тихонечко, прячась от родителей смотрел в Интернете «особые» картинки, фотографии или видео? И у тебя может даже возникала мысль, что круто бы было показать «это» своим друзьям, одноклассникам, просто знакомым? И вот ты сохраняешь эти картинки, фотографии и видео на свой мобильный телефон или любимый компьютер и…
Вот тут и начинается история, у которой может и не быть счастливого конца.
История 1. Молодая девушка Екатерина дома с помощью ноутбука скачала 3 порнографических изображения и через несколько дней разместила их в сети Интернет на одном из сайтов для общего доступа.
История 2. Александр, Дмитрий и Вадим передали хранящиеся в их мобильных телефонах порнографические материалы через Bluetooth одной девушке.
История 3. Юрий скачал в Интернете видеоролик порнографического содержания и разместил его на своей странице в социальной сети «ВКонтакте», где его мог просмотреть неограниченный круг пользователей.
Всех этих молодых людей объединяет одно - в отношении каждого из них было впоследствии возбуждено уголовное дело.
В Уголовном кодексе Республики Беларусь есть ст.343, которая предусматривает ответственность за изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера.
Изготовление либо хранение с целью распространения или рекламирования либо распространение, рекламирование, трансляция или публичная демонстрация порнографических материалов, печатных изданий, изображений, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом (ч.1 ст.343 УК Республики Беларусь).
Те же действия, но совершенные, в том числе, с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования либо выделенной сети электросвязи, а равно распространение, рекламирование, трансляция или демонстрация заведомо несовершеннолетнему порнографических материалов, печатных изданий, изображений, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, наказываются только лишением свободы на срок от двух до четырех лет (ч.2 ст.343 УК Республики Беларусь).
Все уголовные дела, приведенные в шести историях выше возбуждены по ч.2 ст.343 УК Республики Беларусь, так как во всех случаях распространение информации осуществлялось с использованием глобальной компьютерной сети Интернет или иной сети электросвязи общего пользования либо выделенной сети электросвязи, соответственно наказание за такое преступление может быть очень суровым.
Относится или нет материал или предмет к порнографическим - решит экспертная комиссия.
А что же такое хранение порнографических материалов или предметов? Ты хранишь их, когда они фактически находятся у тебя во владении, и потом ты хочешь их распространить.
А распространяешь ты их тогда, когда совершаешь действия, направленные на то, чтобы ознакомить с такой информацией неопределенный круг лиц. Распространение может выражаться в рекламировании, передаче на любых основаниях, в том числе путем показа или демонстрации кому-либо.
Все фигуранты наших историй распространяли порнографические материалы, когда передавали их друг другу, другим лицам, в том числе, друзьям и знакомым. Даже показав другу в телефоне или компьютере такой фильм или фотографию, ты рискуешь своей свободой.
Демонстрировать можно по-разному. Это и показ в виде фотографии, слайда, кино-, телекадра на экране либо с помощью другого технического устройства или любым иным способом.
Ответственность за совершение такого преступления наступает с шестнадцати лет, а за распространение, рекламирование, трансляцию или демонстрацию заведомо несовершеннолетнему порнографических материалов - с восемнадцати лет.
Но если ты не достиг 16 лет (или 18 лет при демонстрации несовершеннолетнему) – это не значит, что никакой ответственности ты не понесешь.
Если факт выявлен, то будет проводиться проверка и приниматься решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Если же, например, уголовное дело было возбуждено, так как сразу лицо, совершившее преступление, не было установлено, а потом оно стало известно и выяснилось, что не достигло возраста привлечения к уголовной ответственности - принимается решение о прекращении производства по уголовному делу из-за недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность.
Копия одного из таких постановлений направляется органом дознания или предварительного следствия в комиссию по делам несовершеннолетних для проведения с тобой необходимой профилактической работы. Впоследствии ты подлежишь постановке на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних, и с тобой будет проводиться индивидуальная профилактическая работа. Более того, в отношении тебя даже может быть решен вопрос о направлении в специальное учебно-воспитательное учреждение (ст.14 Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).
И помни, что глобальная сеть Интернет является объектом пристального внимания сотрудников управлений по наркоконтролю и противодействию торговле людьми, они проводят постоянные мониторинги сетей и выявляют распространителей порнографии. Также информация о наличии в свободном доступе порнографических материалов или предметов порнографического характера, их передаче или получении может поступать от обычных граждан и даже от твоих друзей и знакомых (о чем ты можешь даже не догадываться).
Безопасность детей в Интернете: что могут взрослые?
И. Н. Васильева, начальник управления информационных технологий и электронных образовательных ресурсов НИО
Тезис о том, что современные дети принадлежат к совершенно новому типу людей — digital Native — (Digital Native — термин, впервые использованный американцем Марком Пренски для обозначения людей, которые родились во время цифровой революции и находятся под воздействием цифровых технологий. Людей, которые родились до начала цифровой эпохи, Пренски назвал, соответственно, «цифровыми иммигрантами») – «цифровым аборигенам»*, становится совершенно очевидным. Стоит только удивляться скорости, с которой они осваивают современные гаджеты.
С гаджетами, кажется, всё понятно, но есть и другое «развлечение» — Интернет, который с каждым днём всё больше проникает во все сферы жизнедеятельности человека. Растёт и число пользователей сети. В связи с этим возникает вопрос: нужно ли разрешать детям пользоваться всемирной паутиной? Очень небольшая часть взрослой аудитории ответит отрицательно. Запретить пользоваться проще всего, однако сколько времени продлится этот запрет? Большинство же без тени сомнения ответит утвердительно: Интернет позволяет детям обучаться, развиваться, учит виртуальному общению, которое стало неотъемлемой частью нашей жизни.
Взрослые привыкли заботиться о детях в повседневной жизни. А насколько комфортно им в цифровом мире? Надеемся, что материалы данной статьи помогут читателям разобраться, какие опасности для детей могут таиться во Всемирной паутине и что мы, взрослые, можем сделать для обеспечения их безопасности.
Детская аудитория: какая она?
Движение «Безопасность ребёнка в онлайновой среде» (Children-OnlineProitection — СОР) разделило детскую аудиторию на группы: 5-7 лет, 8-12 лет и старше 13 лет, различающиеся по видам деятельности, которыми дети заняты в сети.
Дети 5-7 лет, как правило, проводят время за компьютером, играя. Это могут быть игры, которые инсталлируются на жёсткий диск компьютера и размещённые в сети. Что же такое сетевые игры?! Представьте себе ситуацию: вы отпускаете ребёнка погулять во двор, а через некоторое время он возвращается домой со слезами на глазах и без любимой игрушки. Что это значит? На детской площадке появились хулиганы! Первое желание родителя — выйти во двор, найти обидчика и восстановить справедливость. И в реальной жизни это вполне возможно, а в виртуальной — как?
Ещё один пример. Вдруг ваш ребёнок начинает фонтанировать невесть откуда почерпнутыми идеями: я могу выиграть денежный приз, мне надо срочно освоить приёмы тайского бокса и т. д., на воплощение которых срочно нужны деньги.
8-12-летние дети становятся не просто «игроками», они — активные пользователи социальных сетей, таких как «В контакте», «Одноклассники». Некоторые общаются в чатах, используют электронную почту. Отправить личное сообщение с оскорбительными или просто неприятными высказываниями — это мелкая шалость, но и она может здорово испортить настроение ребёнку.
Сегодня 13-летние ребята — это уверенные пользователи компьютера (в рамках удовлетворения своих познавательных запросов), азартные игроки, активные «писатели» (более 60 % современных подростков ведут сетевые дневники «В контакте», Твиттер,
Фейсбук, ЖЖ и др.). Именно в этом возрасте дети активно загружают музыку, пользуются электронной почтой.
Вам приходилось оплачивать счета мобильных телефонов на шестизначные суммы?! Мы, взрослые, иногда сами попадаемся на эту удочку, а что говорить о детях!
Знают ли взрослые, что делают дети в Интернете?
Согласно социологическому исследованию, инициированному компанией «Киевстар» в 2009 г., 76 % родителей не знают, какие сайты посещают их дети. Но не это самое страшное, пугает другое – потенциальные жертвы реальных угроз сети: 17% детей готовы предоставить информацию о себе и своей семье – адрес, график работы родителей, наличие ценных вещей дома; 28% могут без колебаний послать свою фотографию незнакомцам; 22% попадают на сайты «для взрослых»; 14% время от времени присылают платные SMS для получения бонусов в онлайн-играх, не обращая внимания на стоимость этих сообщений. Так обстояли дела в 2009 году, а что сейчас?
В ходе реализации экспериментального проекта по апробации модели обучения с использованием индивидуальных электронных устройств в сентябре 2011 года (старт проекта) было проведено анкетирование родителей учащихся начальных классов. Большинство родителей согласны с тем, что Интернет оказывает на детей позитивное влияние, но многие задумываются и об угрозах Интернет-пространства. 64% родителей разрешают детям свободно пользоваться Интернетом, никак не ограничивают их во времени. Лишь 24% устанавливают временные ограничения и следят за тем, какие сайты посещают их дети; 28% стараются ввести правила пользования сетью. Большинство родителей (63%) сообщают, что не обладают достаточной информацией о том, как защитить своего ребёнка от негативного контента в Интернете. Почти треть (28%) не устанавливают правил работы ребёнка в сети.
Опасности и правила безопасности в Интернете
Всемирная сеть предлагает множество правил и рекомендаций по обеспечению безопасного использования глобальной сети детьми. Например:
* Общие правила безопасности в Интернете, сетевой этикет;
* Права детей в онлайне;
* Азартные игры и интернет-зависимость;
* Безопасное поведение в онлайн-играх;
* Безопасность в социальных сетях;
* Онлайн-пиратство (нелегальный контент), авторское право в интернете;
* Создание ощущения психологической связи, заботы, а также запугивание, противодействие им;
* Опасный (недетский) контент;
* Онлайн-коммерция, оплата услуг через SMS;
* Интернет-мошенничество, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей – логинам и паролям.
Какие меры следует предпринять?
Уменьшение опасностей при работе ребёнка в Интернете должно предусматривать: настройку контекстной фильтрации, ограничение времени пользования Интернетом, контроль за посещаемыми ресурсами, просмотр его активности в социальных сетях и адресатов почтовых отправлений. И самое важное — откровенное общение с ребёнком:
обсуждение правил пользования Интернетом, возможных опасностей, которые его подстерегают, как правильно общаться, онлайн-опыт ребёнка (что его тревожит, было ему неприятно, непонятно и т. п.).
Какие решения предлагают компании-разработчики для обеспечения безопасности в Интернете?
Необходимо настроить:
* учётные записи пользователей (целесообразно создать для ребёнка отдельную учётную запись для входа на компьютер и произвести её настройки);
* браузер (например, в браузер Internet Explorer входит модуль «Ограничение доступа» (Content Advisor) — Сервис | Свойства обозревателя | Содержание (Tools | Internet Options | Content));
* программу родительского контроля (например, в операционной системе Windows Vista есть специальная утилита для родительского контроля, которая позволяет ограничить время работы за компьютером, сформировать «белые» и «чёрные» списки интернет-ресурсов);
* программы для защиты от вирусов и вредоносного программного обеспечения (например, Microsoft Security Essentials, Kaspersky Internet Security и др.);
* службы для обеспечения безопасности при работе в Интернете (Internet Security) (позволяют ограничить доступ с вашего компьютера к информации нежелательного характера);
* поисковую систему для работы в Интернете (можно использовать детский поисковик «Гогуль»);
* дополнительно установить специальную программу для контроля времени работы за компьютером (автоматически отключает доступ к сети при нарушении заданных ограничений: выход за рамки графика работы в сети, превышение лимита интернет-трафика и т. п.).
Что должны предпринять взрослые?
1. Не публикуйте полную личную информацию в Интернете, так как она может стать доступна преступникам или мошенникам.
2. Не посещайте подозрительные веб-сайты, не скачивайте с них файлы, не устанавливайте подозрительные программы.
3. Прежде чем загрузить на свой компьютер какой-либо файл, убедитесь, что ресурс надёжный, после скачивания — проверьте файл антивирусом.
4. Проводите проверку любого сменного носителя (дискета, лазерный диск, flash-память и др.).
5. Используйте антивирус на компьютере, регулярно обновляйте антивирусные базы.
6. Не отвечайте на письма с рекламными сообщениями (спам-письма).
7. Получив письмо от незнакомого отправителя, никогда не открывайте вложенные файлы — они могут быть заражены.
8. Не отвечайте на письма с просьбой перевести какую-либо сумму денег девушке (юноше) попавшему в беду (такие письма называются «нигерийские письма»).
9. Если на компьютере установлен антивирус: НЕ выключайте постоянную проверку; обновляйте антивирусные базы (не реже одного раза в три дня); проводите проверку всего диска каждую неделю.
10.Если ваш компьютер заражён (появляются рекламные сообщения, нельзя прочитать
документы) и у вас требуют деньги для «лечения» компьютера или расшифровки данных — ни в коем случае не отправляйте их.
11.Никогда не предоставляйте удалённый доступ к вашему компьютеру незнакомым людям.
Рекомендации для педагогов
При размещении информации об учащихся
в сети Интернет:
* используйте минимум личной информации учеников для создания учётной записи в онлайн-инструментах. Выбирайте те инструменты, которые позволяют защитить личную информацию учеников;
* создавая онлайн информационные материалы для вики или блогов, внимательно относитесь к деталям. Никогда не выкладывайте в Интернете электронные адреса учеников, их пароли, номера телефонов или другую идентифицирующую информацию;
* в настоящее время считается, что публикация имён учеников в Интернете сопряжена с низким риском, при условии, что они не предоставляют никакой другой идентифицирующей информации. Подумайте, возможно, вам стоит разрешить вашим ученикам использовать их реальные имена и первые буквы фамилий в классных блогах и на групповых сайтах;
* правила использования ИКТ не позволяют выкладывать в Интернет фотографии учеников, демонстрирующие их лица. Если правила, принятые в вашей школе, позволяют делать это, не подписывайте имена учеников на фотографиях, вместо этого просто опишите, что они делают, показывают и т. д. Вы также можете вырезать фотографии таким образом, чтобы они были сфокусированы на деятельности учеников, а не на их лицах;
* при работе с блогами, вики, сайтами получите разрешение у родителей на регистрацию детей.
При проведении занятий с использованием Интернета:
* во время проведения занятий ведите контроль за использованием компьютера и сети Интернет учащимися;
* принимайте меры по пресечению обращений к ресурсам, не имеющим отношения к образовательному процессу;
* при обнаружении ресурса, который содержит информацию, запрещённую для распространения в соответствии с законодательством, или иного потенциально опасного для учащихся контента, сообщите об этом лицу, ответственному за работу Интернета и ограничение доступа.
Предостерегите учеников от предоставления персональной информации о себе или своих одноклассниках в анкетах, опросах или электронных письмах. Порекомендуйте им обращаться к учителю, родителям или другим надёжным взрослым в ситуациях, когда они не знают, как правильно поступить. Обсудите с детьми вопросы цифрового гражданства: выбор онлайн-имени, неразглашение персональной информации, права интеллектуальной собственности.
Рекомендации для родителей
* Настройте компьютер: программы родительского контроля, антивирусные программы, детские поисковые системы, настройки браузера.
* Наблюдайте за тем, что делает ребёнок в Интернете (расположите компьютер в месте общей доступности; обсуждайте с ребёнком, какие ресурсы он посещал, что его обеспокоило).
* Знакомьтесь с Интернетом вместе с ребёнком.
* Составьте вместе с ним правила пользования Интернетом или заключите джентльменское соглашение (какие сайты можно посещать, сколько времени можно работать, безопасный почтовый ящик).
* Обсудите с ребёнком правила безопасного поведения в Интернете (не встречаться с людьми, с которыми познакомился в сети; не размещать личной информации; сообщать взрослым, если что-то напугало или встревожило; не делать ничего, что требует оплаты; не переходить по рекламным ссылкам; не сообщать пароли).
* Научите ребёнка ответственному поведению в Интернете. Помните золотое правило: то, что вы не сказали бы человеку в лицо, не стоит отправлять ему по SMS, электронной почте или размещать в комментариях.
* Оценивайте интернет-контент критически. То, что содержится в Интернете, — не всегда правда. Дети должны научиться отличать надёжные источники информации от ненадёжных и проверять информацию, которую они находят в Интернете. Также объясните детям, что копирование и вставка содержания с чужих веб-сайтов могут быть признаны плагиатом.
Сайты, посвященные вопросам безопасной работы в Интернете http://mir.pravo.by/library/edu/roditel/ten — Детский правовой сайт (раздел «Десять правил безопасности для детей в Интернете»). http://www.onlandia.by/html/etusivu.htm — Онляндия — безопасная веб-страна (Онляндия — интерактивный курс по интернет-безопасности, предлагаемый офисом Microsoft для детей, родителей и педагогов по безопасности в Интернете). http://nonviolence.iatp.by/parents/safety.htm — сайт государственного общественного объединения «Дети не для насилия» (раздел «Безопасность ребёнка в Интернете»). http://www.microsoft.com/rus/childsafety — сайт «Безопасность детей в Интернете». http://www.microsoft.com/rus/athome/security — сайт «Безопасность дома». http://detionline.ru/ — сайт некоммерческой акции «Ребёнок в сети», проводимой PandaSoftware (перечень основных интернет-угроз, с которыми могут столкнуться дети, подсказки и советы для учителей, родителей и детей). http://www.securelist.com/ru/safeonline/rules — энциклопедия безопасности от Касперского. http://www.friendlyrunet.ru — фонд «Содействие развитию сети Интернет "Дружественный рунет"» http://detionline.eom/assets/files/journal/9/pract9.pdf — рекомендации в стихах для детей.
Что порекомендовать детям? http://www.onlandia.by/html/etusivu.htm (см. выше). http://gogul.tv/ — федеральная программа безопасного детского Интернета «Гогуль». http://www.smeshariki.rU/gamemain.aspx# — что нужно знать о безопасности, чтобы не попасть в плохую историю (советы от смешарика Пина). http://www.nesquik-club.com/ru/popup_play_safe_online.aspx — «Играй в сетевые игры безопасно» — советы для самых маленьких от NesquikClub. https://sites.google.com/site/detamobinternete/home — Интернет-букварь.
Как донести актуальный материал?
Привлечь внимание участников образовательного процесса к проблеме безопасного использования сети Интернет можно на педсоветах («Безопасный Интернет» как одна из обсуждаемых тем); родительских собраниях; на отдельной страничке на сайте учреждения образования, блоге класса, творческой группы педагогов, родителей; путём проведения акций («Неделя безопасного использования Интернета»), подготовки стенных газет и информационных листков.
БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА В ИНТЕРНЕТЕ
БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА В ИНТЕРНЕТ1
ВНИМАНИЕ: СВАТТИНГ. Сообщение об опасности - ложное, наказание - реальное
Внимание! "ФИШИНГ" и "Как не стать жертвой киберпреступников"