Легко ли быть стилистом в Беларуси?
Интервью со Светланой Наймитенко.
Светлана, каждый человек с годами меняется. Замечаете ли вы какие-то существенные изменения в себе за последние пару лет?
С открытием Школы имиджа я ощутила, что мне не хватает времени в сутках! Кроме того, что работы прибавилось, затрат стало тоже намного больше. В тот момент мне понадобились не только мои творческие таланты, но и организованность, дисциплина, стрессоустойчивость, твердость духа, умение повести за собой и огромная вера в то, что я делаю.
Мне удалось приобрести многие хорошие привычки и навыки, которые необходимы руководителю предприятия. Иногда я даже казалась себе машиной, напичканной инструкциями, не знающей отдыха и совершенно не имеющей собственных человеческих желаний. Это действительно было необходимо, чтобы выстоять, возмужать и окрепнуть моей Школе.
Это был период бурного роста и становления не только Школы имиджа, но и меня как личности.
Сегодня ситуация изменилась: работа предприятия отлажена, намечены ближайшие и долгосрочные цели, подобралась прекрасная команда специалистов, которые так же, как и я, любят то, чем мы занимаемся. У нас замечательные преподаватели, некоторые из них с нами с самого открытия, другие — наши выпускники.
Кроме меня в Школе появились талантливые стилисты, которые работают с частными клиентами и участвуют в проектах. Поэтому сегодня я уже могу несколько расслабиться и отпустить поводья, вернуться к своей творческой сути, заняться развитием новых направлений, придумывать что-то интересное и участвовать во многих проектах, которые необходимы не только для продвижения, но и приносят огромное удовольствие лично мне. Сегодня я больше похожа на себя саму, чем 1-2 года назад, при этом я научилась планировать свое время, просчитывать свои дальнейшие шаги, стала увереннее, мудрее и свободнее духом.
Когда человек чем-то занимается, отдаваясь этому, что называется, душой и телом, профессиональные навыки врастают в плоть и кровь и становятся второй натурой. Что происходит в этом смысле со стилистами? Появляется ли выраженная профдеформация в этой профессии?
Когда начинаешь заниматься новым для себя делом, очень важно найти правильные источники информации, «правильных» учителей и не бояться практики даже тогда, когда еще знаний не так много. Навыки можно приобрести только практикуясь, пробуя свои силы, ошибаясь и начиная снова. Этот этап требует максимальной осознанности, включенности в процесс и постоянного анализа и переосмысления. Через какое-то время начинает вырабатываться собственный почерк, индивидуальный стиль работы. Пропадает страх совершить ошибку, появляется уверенность и внутренняя сила, развивается интуиция… Но в какой-то момент вдруг начинаешь скучать от того, что все уже известно и понятно, исследованная вдоль и поперек область больше не таит сюрпризов и неожиданных, потрясающих открытий. Профессиональные навыки становятся второй натурой и переходят на уровень подсознания, не требуют каких-либо усилий, поисков и творческих терзаний. Шопинг для себя происходит быстро и без эмоций, чисто автоматически, по накатанной.
Не знаю, как это происходит у других стилистов, расскажу о своем опыте. Я очень не люблю строгих правил и рамок в чем бы то ни было. Как только чувствую давление со стороны, ограничение моей свободы в виде каких-то правил, начинаю протестовать и нарушать принятые нормы. Так было всегда, начиная с детских лет. Так произошло со мной и в работе. Как только я узнала все правила в своей профессии, я стала главным их нарушителем! Мне нравится играть и спорить с модой, мне нравится диктовать свои условия, переворачивать все с ног на голову, мне нравится импровизировать в жизни и в работе. Только так я могу избежать остановки в развитии, избежать серости и повседневности, сохранить интерес к своему делу и привнести в него что-то оригинальное, обогатить своим собственным опытом для будущих поколений стилистов.
Сейчас все чаще и чаще психологи бьют тревогу по поводу эмоционального выгорания. Приходилось ли вам с ним сталкиваться на собственном опыте и можете ли поделиться своим секретом, как его избежать?
Эмоциональному выгоранию подвержен любой специалист, работающий с людьми. Творческие люди, работающие в индустрии красоты и моды, постоянно общаются с клиентами, иногда по 10-12 часов в сутки. Отдавая себя сполна, мы часто забываем, что источник необходимо постоянно восполнять, иначе он иссякнет. Сама я тоже столкнулась с эмоциональным выгоранием, когда взяла на себя слишком большую нагрузку, не рассчитав свое время и силы. Понадобился некоторый период, чтобы привести себя в порядок и вернуться в прежнюю колею.
Как этого избежать? Первое, что нужно помнить, — это внимательно относиться к своему эмоциональному состоянию. Как только вы почувствовали первые признаки усталости (она может проявляться как раздражение, плохое настроение, нежелание просыпаться утром, лень, утомление, плохой сон и аппетит, потеря мотивации и т.д.) — нужно дать себе передышку. Пусть небольшую, но качественную. У каждого из нас есть любимые занятия, которые приносят удовольствие, так называемые ресурсные состояния, которые восполняют источник жизненных сил. Иногда совершенно бесполезные, на первый взгляд, действия, но приятные сердцу, помогают справиться с вдруг нахлынувшей тоской и даже депрессией.
Позволяйте себе иногда полениться, побыть избалованным ребенком, прогуляйте разок работу, проваляйтесь целый день на диване с любимой книжкой, сходите на ужин в дорогой ресторан, купите себе что-то, о чем давно мечтали, сделайте кому-то приятный подарок! Ищите свои ресурсные состояния и время от времени вознаграждайте и балуйте себя. Это очень помогает избежать накопления усталости и эмоционального выгорания. Не ждите, когда вам понадобятся психолог или врачи. Научитесь прислушиваться к себе.
Как вы считаете, почему люди обращаются к стилистам? В какие моменты их жизни это происходит и что их побуждает задуматься о визуальных изменениях своего образа?
Люди обращаются к стилистам тогда, когда хочется изменений. Часто бывает так, что внутренние изменения уже произошли, а внешне человек пока остается прежним. С такими клиентами работать одно удовольствие, поскольку главная задача имидж-дизайнера в этом случае — услышать и понять желания клиента и подсказать ему, как при помощи одежды выразить свои внутренние ощущения.
Часто обращаются в нашу Школу клиенты, у которых изменился материальный достаток, у них появляется потребность полностью обновить гардероб, чтобы соответствовать своему новому статусу. С такими клиентами тоже очень приятно работать, у них налицо ярко выраженная мотивация — социальный статус, а уж мы, стилисты, знаем инструменты, как это отразить визуально.
Весной, когда происходит обновление природы, людям также хочется встрепенуться, проснуться, взбодриться, влюбиться, в конце концов. Новый гардероб, или новая прическа, или новая сумочка дают тот самый жизненно необходимый глоток свежего воздуха, ощущение счастья и радости. Уже давно доказано психологами моды, что шопинг производит большой терапевтический эффект. Кого-то он расслабляет, кого-то тонизирует, но всегда вносит новизну и дарит позитив.
У нас на форумах неоднократно в разных формах поднимался вопрос о сути шопинга — как социального явления, как лекарства для души и тела. Вы считаете, это явление сугубо женское, эмоциональное или все-таки на него можно смотреть через призму рационального подхода? И вообще, бывает ли «правильный» шопинг?
Мы, стилисты, создавая рациональный гардероб, занимаемся шопингом правильно. Все происходит четко, по схеме: рекомендации к покупке плавно переходят в виртуальные подборки, а уж потом и в реальный гардероб клиента. Все вещи комплектуются между собой, создавая необходимое количество наборов на каждый день. Разумный подход! Но нам также необходима та радость, которую мы, женщины, способны испытывать от шопинга. Совершенно нерационального, необдуманного, но такого лечебно-профилактического! Для нас это еще один очень важный и мощнейший источник наших ресурсных состояний. На мой взгляд, задачей стилиста является не только формирование функционального гардероба и покупка «правильных» вещей, но и получение позитивных эмоций от самого процесса шопинга и умение зафиксировать внимание своего клиента в этот самый радостный момент.
По поводу самого термина «стилист» и сути его работы существует ряд заблуждений. Поясните, пожалуйста, разницу в терминах «стилист», «имиджмейкер» и «имидж-дизайнер». В чем заключается работа каждого из них?
Стилист создает красивую картинку своими руками. Стилист-визажист, парикмахер-стилист, fashion-стилист, стилист гардероба — специалисты, владеющие модной профессией.
Имидж-дизайнер — это человек, который является автором и часто руководителем проекта, в его команде работают стилисты, которые помогают ему реализовать задуманную идею. Он досконально продумывает все детали своей идеи, разрабатывает костюм, прическу и макияж (если речь идет о модной съемке, например), приглашает стилистов и фотографа для работы над проектом, проводит кастинг моделей, выбирает место для съемки. Является организатором всего творческого процесса. Иногда, особенно у нас в Беларуси, имидж-дизайнер и стилист является одним и тем же лицом: сам придумал, сам причесал, накрасил и использовал одежду из своего гардероба.
Что касается имиджмейкеров, то эти специалисты чаще работают в деловых сферах или в политике. Как правило, это психологи или социологи. Они формируют общественное мнение о целых организациях или отдельных персонах в СМИ, а стилисты им помогают в этом, создавая соответствующую картинку.
Дивные форумчанки не раз рассуждали на тему преимуществ и недостатков профессии «стилист» в нашей стране. Можно ли выделять таковые в разрезе «профессия стилист вообще» и «стилист в Беларуси»?
Стилистом в нашей стране быть нелегко, но интересно. Основная трудность сегодня заключается в том, что в Минске мало крупных торговых центров, где были бы представлены самые различные марки по европейским ценам. Сейчас строится несколько крупных объектов, которые, надеюсь, удовлетворят огромный спрос на качественную одежду среднеценового сегмента, например бридж-бренды (относительно невысокая цена при высоком качестве), а также на fast-fashion, обновляющий ассортимент каждые 2 недели. Сегодня на белорусском рынке отсутствуют многие любимые нами бренды, которые мы покупаем пока только за границей. Но у нас всегда есть возможность поехать с клиентом на шопинг в Литву, Польшу или Италию, а также заказать одежду и аксессуары через Интернет.
Когда я начинала свою работу стилистом (около 10 лет назад), много времени и энергии уходило на то, чтобы объяснить людям, кто такой стилист и чем он занимается. Тогда ради практики много работала бесплатно или почти бесплатно. Но это принесло свои плоды: теперь мой опыт помогает мне в преподавательской работе.
Сегодня клиенты обращаются к нам сами, их не нужно уговаривать. Они понимают, что, обращаясь к стилисту, они не только получат интересные идеи или свой новый образ, но и рационально потратят средства на новый гардероб, сохранят свое время и нервы. Так что сегодня я вижу большие перспективы в развитии профессии «стилист» на нашем рынке. А минусов не больше, чем в любой другой профессии в условиях нестабильной экономической ситуации.
Как показали дискуссии на форумах, вы не являетесь сторонницей жесткого следования правилам и легко и спокойно относитесь к тому, чтобы ломать стереотипы и нарушать эти самые правила. Что легко в основу такого отношения к классическим устоям мира моды?
Вокруг слишком много правил, я в них больше не верю. Сегодня я больше доверяю своим глазам, своему сердцу, своей интуиции, нежели правилам, которые кто-то (кого я даже не знаю!) придумал до меня. Сегодня все процессы протекают настолько быстро, что ученые мужи просто не успевают менять правила, сложившиеся 3-5-10-15 лет назад. А уж говорить-то про классические устои в моде и вовсе не приходится! В 1960-е годы был запущен обратный механизм отсчета, когда модные каноны приказали долго жить. С тех пор началось такое разнообразие в моде, появилось столько противоречивых течений, что скучать не приходится. Никаких правил, поиск собственных путей в развитии, совершение собственных ошибок и извлечение собственного, но тем более дорогого опыта!
Светлана, как вы считаете, можно ли обойтись без помощи стилиста? Какими знаниями и навыками нужно обладать, чтобы не ошибаться при покупке вещей и аксессуаров?
Обойтись без стилиста вполне возможно, если обладаете достаточными знаниями о том, что вам подходит, какие цвета и их сочетания, фактуры и материалы, как подбирать аксессуары и т.д. Если регулярно просматриваете fashion-показы и разбираетесь в модных тенденциях, чувствуете веяния моды и не боитесь экспериментов. Изучаете книги по истории костюма, развитию моды и колористике. Если вы освоили психологию моды и понимаете, как при помощи одежды и аксессуаров передать свое внутреннее состояние, при этом вызвать адекватную реакцию окружающих. Если знаете, где все, что вы придумали, можно купить/достать, да еще и со скидками. Если вы в курсе всех новых поставок в вашем городе и окрестностях. Если имеете понимание, что такое дресс-код и в каких ситуациях необходимо следовать протоколу. Если четко представляете, как бы хотели выглядеть, и знаете, как этого достичь. Тогда вам не нужен стилист.
Что для вас цвет в образе человека?
Для меня цвет — это язык, который я хорошо знаю и понимаю. Человек иногда может соврать, цвет — никогда! При помощи цвета мы разговариваем друг с другом. Я всегда чувствую, когда человек хочет держать дистанцию, мне об этом скажет цвет в его костюме. Когда человеку грустно и плохо, я это тоже сразу пойму по «глухим» оттенкам в его одежде. А когда человек настроен на романтические приключения, это тоже не останется незамеченным, он обязательно выберет говорящие об этом цвета. Вообще, в этом сезоне цвет — это must have каждого гардероба! Не так часто нам предоставляется возможность вдоволь наиграться с цветом и насладиться всеми его положительными аспектами.
Есть ли у вас любимые цветовые сочетания?
Как выяснилось, я человек, подверженный модному влиянию. Меняющиеся каждый сезон модные тенденции несут с собой обновление и возможность попробовать что-то новенькое. В этом сезоне я хочу поэкспериментировать с разными цветами, буду использовать максимально яркие и насыщенные оттенки моих любимых синего, голубого и розового.
Люблю ахроматическую гамму: белый, черный, серый, но весной и летом отдохну от них и отдам предпочтение неожиданным сочетаниям и расцветкам. Например, сине-белую морскую полоску буду соединять с различными экзотическими рисунками, предположим, с «турецким огурцом»; черно-белую расцветку «под зебру» буду сочетать с ретрогорошком цвета фуксии, добавив немного изумруда в аксессуары. Я предпочитаю простоту и минимализм в крое одежды, зато люблю побаловаться с цветом и фактурами.
Как вы считаете, нужно ли разбираться в колористике, формах, фасонах и трендах человеку, который не является стилистом по профессии?
Наверное, совсем не разбираться в том, с чем сталкиваешься каждый день, очень сложно. Ведь люди постоянно покупают одежду, обувь, украшения. Куда-то ходят, наряжаются, хотят выглядеть адекватно ситуации, месту и времени. Хотят нравиться! Этот вопрос можно перефразировать, например, так: «Нужно ли разбираться в правилах приготовления пищи, знать рецепты, ощущать вкусовые сочетания, если ты не повар?» Поэтому элементарные знания просто необходимы, а уж дальше — решать самому человеку, насколько эта тема увлекательна для него, чтобы углубиться в ее подробное изучение.