«Толерантность - часть нравственной культуры человека».
Направление: духовно – нравственное
Цель: повышение педагогической культуры родителей, показать важность и необходимость применения принципа толерантности в семейном воспитании, во взаимоотношениях родителей и детей.
Задачи:
создать условия для активного и сознательного участия родителей в обсуждении проблемы собрания,
познакомить родителей с понятием толерантность, формировать умение разрешать конфликт с позиции толерантного подхода, подвести к изучению и раскрытию качеств толерантного человека,
способствовать поиску новых шагов, путей выработки в себе данного качества,
побудить родителей к деятельности по формированию норм нравственного отношения к миру, к людям и к себе.
Ход мероприятия
Добрый день , уважаемые родители!
Мы все живем в обществе. Вокруг нас миллионы, миллиарды людей. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаются по характеру.
У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое.
Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, должны жить и понимать друг друга. Существует такое красивое слово толерантность. Именно об этом я хочу поговорить на нашем заседании.
Понятие толерантность формировалось на протяжении многих веков и этот процесс продолжается и сейчас. Накапливая разносторонние значения, термин « Толерантность стремиться соответствовать действительности, в которой многообразные появления нетерпимости требуют новых средств преодоления. Так сто копилка толерантности постоянно пополняется.
Для начала хотелось бы услышать ваше определения понятия «толерантность».
Тема нашей встречи очень актуальна и важна в воспитании нравственной культуры подрастающего поколения. Вопросы формирования нравственной культуры школьников нельзя отдавать только на откуп школе, эту проблему надо решать совместно с семьей. Педагоги сколь угодно долго могут говорить, что люди должны жить в мире и дружбе. Но реальная действительность диктует совсем другое.
Сегодня для всех наступило время выбора, особенно для наших детей: поддаться на провокацию или сохранить твердую гражданскую позицию мира, согласия, толерантности. Наши дети становятся мишенью манипуляции и психологического воздействия тех, кто делит мир на своих и чужих. Поддадутся ли они на эту провокацию или нет, зависит от нас.
Задание для родителей:
Запишите на стикерах , какими качествами, по вашему мнению, должен обладать толерантный человек.
Черты толерантной личности ( выкладывается в виде ромашки):
-терпение
-умение владеть собой
- доверие
- чуткость
- способность к сопереживанию
- снисходительность
- расположение к другим
- чувство юмора
- терпимость к различиям
- доброжелательность
- гуманизм
- любознательность
- умение слушать
- несклонность осуждать других
- альтруизм
(На доске появляются лепестки ромашки с чертами толерантной личности)
Слово «толерантность» на разных языках земного шара звучит по разному:
Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут действовать иначе, нежели ты сам.
В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
В арабском – прощение, снисхождение, мягкость.
В русском – способность терпеть что-то или кого-то
То есть толерантность – это способность допускать, принимать существование чего-то иного, кого-то не похожего на вас, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо или кому- либо.
Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.
Мы поднимем сегодня эту тему не только для того, чтобы обсудить данную проблему, но и сделать каждому для себя определенные выводы.
Тест для родителей «Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка?»
Отчего же людям так трудно договориться?
Из трех ответов на каждый вопрос выберите один, затем подсчитайте,
каких ответов больше всего – А, Б, В.
1. Ребенок капризничает. Не ест суп, хотя всегда ел. Вы:
а) дадите ему другое блюдо;
б) разрешите выйти ему из-за стола;
в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест все.
2. Ваш ребенок во дворе «круто» поссорился со сверстниками. Вы:
а) идете во двор и разбираетесь с детьми;
б) советуете ребенку самому уладить конфликт;
в) предлагаете остаться дома.
3. Ваш ребенок смотрит фильм, вместо того, чтобы делать уроки Вы:
а) начнете его ругать, кричать;
б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно, сядете
рядом и разберете вместе с ним домашнее задание;
в) без слов выключите телевизор.
4. Ваш ребенок скрыл от Вас полученные двойки:
а) вы в гневе и за двойки, и за их сокрытие, запрещаете все, кроме уроков;
б) пытаетесь помочь исправить положение;
в) физически или как-нибудь иначе наказываете подростка.
5. Ваш сын (дочь) гораздо позже назначенного времени вернулся (ась) домой:
а) не выяснив причины, начинаете ругать;
б) обсудите случившееся, выясните, почему задержался и договоритесь,
что впредь опозданий не будет;
в) накажете.
Под каждой буквой прочтите мнение о себе.
А – это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребенку, мало понимает его потребности.
Б – это тип родителя, признающего право ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки.
В – тип родителя, не пытающегося понять ребенка, основным его методом воспитания является порицание и наказание.
Упражнение для родителей «Другой ребенок»:
Каждому родителю выдается карточка с надписью.
Надписи:
«Я заикаюсь»,
«Я ношу вещи старшей сестры (брата),
«Я люблю вышивать и плести из бисера» (мальчик),
«У нас нет машины»,
«Меня воспитывает бабушка»,
«Я вся (весь) в веснушках»,
«Я меньше всех в классе»,
«Я не умею давать сдачи»,
«Я не умею сидеть спокойно»,
«Я неаккуратно ем»,
«Я всё время плачу, если у меня что- то не получается»
«Я постоянно опаздываю на первый урок»
«Я все время хочу к маме» и др.
«Я постоянно опаздываю на первый урок»
«Я все время хочу к маме» и др.
Учитель тоже берёт себе табличку с надписью.
Мы не будем демонстрировать интолерантное поведение, нетерпимость к вам. Но вам дается минута, чтобы вы представили себя маленьким ребенком, и о котором все думают только то, что написано на вашей карточке. Время пошло…(Спустя минуту)
Прислушайтесь к своему внутреннему состоянию. Расскажите, что вы чувствуете? А теперь мы поучимся толерантности. Мы увидим в «другом», непохожем на нас человеке его особенную ценность. Например: «Этот ребенок шепелявит,…зато он прекрасно бегает!»
Каждый родитель по очереди называет качества, написанные на карточках, а вы предлагают альтернативные, «позитивные» варианты.…Когда каждому, «другому» ребенку будет дана положительная характеристика «Зато…», я вам снова прошу почувствовать свое состояние, что вы чувствуете сейчас?
Наша с вами задача - не просто научить толерантному поведению и выработать общую установку на принятие другого, а сформировать такое качество личности, которое можно обозначить как активная толерантность, формула которой: понимание + сотрудничество + дух партнерства. Первое испытание родителей на толерантность – принятие пола ребенка, когда вместо, скажем, долгожданного наследника, на свет появляется дочь.
А потому, чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей. Поэтому для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно.
Во-первых, не обижать его.
Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним.
В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но в то же время и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости.
В-четвертых, уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов. Под словосочетанием «разрушительный конфликт» подразумевается противостояние, которое наносит «противнику» ущерб, моральный или физический. Разумеется, что в повседневной жизни невозможно избежать противоречий интересов, желаний и мнений. Задача – обратить конфликт в конструктивный, вызвав ребенка к разговору о возникшихпротиворечиях и к совместному принятию компромиссных решений.
В-пятых, нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т.п.
В-шестых, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам.
Для того чтобы вы, родители, могли воспитывать детей в духе толерантности, нужно
владеть соответствующими знаниями, а именно вам необходимо формировать у ребёнка систему ценностей, в основе которой лежат такие общие понятия, как согласие, компромисс, взаимное принятие и терпимость, прощение, сочувствия, понимание, сопереживание и т.п. От того, какой тип воспитания преобладает в семье, зависит, какой здесь вырастет человек. Главные методы воспитания в семье — это пример, общие с родителями занятия, беседы, поддержка ребёнка в разных делах, в решении проблем, привлечение его в разные виды деятельности в семье и вне нее.
При воспитании ребенка надо также учитывать, что человеческий мозг запоминает абсолютно все. Вопрос лишь в том, отложится это в сознании или в подсознании. Воспитывать ребенка личным примером сложнее всего.
Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
И указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны
Пример же – никогда.
Тот лучший проповедник –
Кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии –
Вот лучшая из школ.
И если все мне показать –
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук,
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям и словам,
Но я уж лучше погляжу,
Что делаешь ты сам.
Вдруг я не правильно пойму
Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь,
По правде или нет.
Как же воспитать в ребенке толерантность. Ответ прост – самому быть толерантным. Личный пример – великая сила. Уважайте ребенка, дарите ему любовь, проявляйте интерес к тому, как он смотрит на мир и себя в нем. Ребенку, который будет чувствовать, что он любим и любит жизнь, не будет осуждать других, искать внешние отличия.
Правила воспитания:
1.Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное
напряжение.
3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
Дорогие родители, мне очень хочется, чтобы сегодняшний наш разговор не прошёл даром, чтобы он, в хорошем смысле слова, повлиял на ваши отношения с детьми. Я нисколько не сомневаюсь в том, что все вы любите своих детей. Но умеете ли вы проявлять любовь так, чтобы ребёнок понял, что он любим? Чувствует ли ребёнок, что вы его любите не только тогда, когда он этого заслуживает, а всегда, независимо от его поведения? Постарайтесь объективно, сами для себя, ответить на эти вопросы. Ваше поведение должно говорить ребёнку: «Я люблю тебя таким, каков ты есть», чтобы ваш ребёнок мог сказать:
В моей семье все
терпимые и терпеливые
здоровые и добрые
уважающие и понимающие, поддерживающие друг друга
окружающие друг друга заботой
внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга,
успешные, независимые, счастливые
Как вариант подведения итогов университета можно рассмотреть составление венка толерантности:
Т- терпимость
О – оптимизм
Л - любовь
Е.- единение
Р - рассудительность
А - альтруиз
Н- ненасилие
С-снисходительность
Т- товарищество
Ь- …..
Решение родительского университета:
1. Обсудить в семейном кругу, вместе с детьми, проблему толерантного поведения.
2. Пресекать некорректное поведение по отношению к одноклассникам, разъяснять детям недопустимость подобного поведения.
3. Продолжить сотрудничество со школой, активно участвовать в жизни.
В заключение я хочу прочитать вам следующее слова:
Молитва о встрече
Я пришел в этот мир
не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришел в это мир
не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
не для того, чтобы отвечать моим интересам,
не для того, чтобы оправдывать мои надежды.
Потому что я - это я, а ты - это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!
А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь.
До новых встреч!