Скачать Проектирование содержания воспитательной работы с детьми в современной
Проектирование содержания воспитательной работы с детьми в современной социокультурной ситуации.
Классный руководитель 8А класса Е.В. Колос
Будьте добры к недобрым людям – они нуждаются в этом больше всего.
Эшли Бриллиант
американский писатель
Современная социокультурная среда, в условиях которой происходит становление мировосприятия современных учащихся, характеризуется принципиально новыми чертами и особенностями.
Существенная роль в разрешении проблем и противоречий современного мира отводится образованию человека и формированию современного воспитательного пространства. Образование как важный фактор социализации призвано помочь человеку осмыслить окружающий мир, осмыслить свою взаимосвязь с социокультурной и природной средами региона и мира, выработать достаточно определенное непротиворечивое видение себя и своего места в социокультурном мире.
Именно поэтому проблемы человека, его мировосприятия, проблемы формирования и развития образовательной среды и воспитательного пространства необходимо рассматривать во взаимосвязи.
Образование создает широкие возможности интеллектуально-духовной жизни человека, развивая внутренний потенциал. Воспитательные подходы и системы, создающиеся в настоящее время в образовательных учреждениях, и их содержание образовательной деятельности в целом часто замыкается на внутренних проблемах образовательного учреждения и микросоциума, без учета геополитических тенденций и широкого социокультурного контекста жизнедеятельности человека. Вследствие этого, воспитание и обучение порой не отвечают в полной мере на вызовы современного мира.
Социокультурное и медиакультурное воспитание:
‒получают первоначальное представление о значении понятий «миролюбие», «гражданское
согласие», «социальное партнерство», осознают важности этих явлений для жизни и развития
человека, сохранения мира в семье, обществе, государстве в процессе изучения учебных предметов,
участия в проведении государственных и школьных праздников, выполнения проектов, тематических классных часов и др.;
‒приобретают элементарный опыт, межкультурного, межнационального, межконфессионального
сотрудничества, диалогического общения в ходе встреч с представителями различных традиционных конфессий, этнических групп, экскурсионных поездок, выполнения проектов социокультурной направленности, отражающих культурное разнообразие народов, проживающих на территории родного края;
‒приобретают первичный опыт социального партнерства и межпоколенного диалога в процессе
посильного участия в деятельности детско-юношеских организаций, школьных дискуссионных
клубов;
‒моделируют (в виде презентаций, описаний, фото и видеоматериалов и др.) различные
ситуации, имитирующие социальные отношения в семье и школе в ходе выполнения ролевых
проектов;
‒принимают посильное участие в разработке и реализации разовых мероприятий или программ
добровольческой деятельности, направленных на решение конкретной социальной проблемы
класса, школы, прилегающей к школе территории;
‒приобретают первичные навыки использования информационной среды,
телекоммуникационных технологий для организации межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения в рамках деятельности кружков информатики, деятельности школьных дискуссионных клубов, интерактивного общения со сверстниками.
Сегодня только творческая образовательная среда может функционировать как среда развития одаренности и успешности личности. Именно в такой среде происходит развитие креативной личности, способной к созиданию.
Таким образом, задачей развития образовательной среды региональных образований является сегодня выстраивание на муниципальном уровне, системы целенаправленной деятельности по созданию условий для максимального проявления и развития разносторонних талантов детей и подростков, молодежи, через участие в социокультурных акциях, программах, проектах.
Каждый из нас хотел бы, чтобы в его семье, коллективе, классе была благополучная психологическая атмосфера. Для этого необходимо, чтобы выполнялись следующие условия:
* Каждый член коллектива должен чувствовать себя в безопасности (имеется в виду физическая, психологическая и эмоциональная безопасность).
* У каждого должно быть сформировано положительное отношение к самому себе, чувство собственной уникальности, ценности.
* Каждый должен уметь заводить дружбу и поддерживать дружеские отношения.
* Все члены коллектива должны быть способны ставить определённые цели, быть компетентным при решении поставленных задач, а также уметь разрешать конфликтные ситуации.
Важнейшая задача учителя - целенаправленное формирование в детском коллективе таких отношений, такого морально – психологического климата, который был бы максимально благоприятен для развития лучших качеств каждого ребенка, выявление его творческого потенциала. В атмосфере товарищества, взаимопомощи, взаимной требовательности расширяются возможности для разностороннего проявления, гармоничного развития личности.
Для создания в детском коллективе атмосферы доброты, доверия, взаимовыручки мы должны развивать положительные эмоции у детей, а также управлять отрицательными эмоциями. В развитии эмоциональной сферы мы должны научить детей умениям вызывать у себя одни эмоции и избавляться от других.
Какие умения необходимо научить у детей вызывать в себе?
* Умение прощать. Прощать своим друзьям и недругам, не таить в себе обиду на кого бы то ни было, не растить в себе желание отомстить, наказать.
* Умение управлять страхом. Одно из главных проявлений страха – это страх потерпеть неудачу. Получить двойку, оскорбительное замечание, стойкий ярлык, от которого трудно избавиться в течение многих школьных лет и т.д.
Кроме обучения умениям управлять своими эмоциями, дети должны научиться с помощью классного руководителя создавать вокруг себя, в себе ситуации, способствующие возникновению определенных эмоций. Еще одним аспектом атмосферы доброты, доверия, взаимовыручки в детском коллективе является создание условий для уважения чужого мнения учащимися.
Воспитательные мероприятия должны формировать у детей культуру общения, развивать коммуникативные умения. Ребята должны учиться формулировать и высказывать свое мнение, не боясь быть одиноким в своем мнении, учиться отстаивать его, а также признавать свою неправоту и ошибочность своих суждений. Каждый человек, и ребенок в том числе, имеет право на ошибку. Однако значение воспитательной работы классного руководителя в этом вопросе состоит в том, чтобы научить ребенка принимать свои неизбежные ошибки как должное, не обвиняя в этих ошибках других людей и не формируя в нем комплекс вины.
Важный момент, на который надо обращать внимание в воспитательной работе, это воспитание терпимого отношения к разным людям, вещам и взглядам. Никогда не говорите человеку прямо, что он не прав.
Если вы хотите, чтобы человек был с вами одного мнения, прежде всего вы должны доказать ему, что вы его искренний друг. Именно эта «капля меда» обеспечит вам его расположение, а этого уже достаточно, чтобы вы могли убедить его согласиться с вашей точкой зрения.
Часто мы сталкиваемся с такими ситуациями, когда неправильно сказанное слово, незнание каких-то элементарных вещей, неловкость в маневрах и поведении могут стать детонатором взрывоопасной ситуации. Поэтому классный руководитель должен сделать все возможное для того, чтобы детский коллектив жил интересной, увлекательной и захватывающий жизнью, которая сплотит всех учащихся для большого дела, поможет им преодолеть трудности совместного общения.
Для достижения поставленных целей можно использовать следующие формы работы с детским коллективом:
1. Тематические классные часы по нравственной тематике;
2. Изучение нравственного наследия мира;
3. Организация циклов бесед «Уроки нравственности»;
4. Занятия в клубах «Азбука нравственности», «Нравственные истины»;
5. Праздники, сюрпризы, конкурсы;
6. Экскурсии, поездки.
7. Игры и др.
В каждом ребенке заложены начала творческой силы, его творческий потенциал неисчерпаем, надо лишь создать условия для этого проявления. Только благожелательные отношения могут разбудить активность детей. Вот почему психологический климат - решающее условие формирования психологически здоровой и нравственно-активной личности ребенка.
Мой опыт работы позволяет сделать вывод о том, что классный руководитель является архитектором детского коллектива, где комфортно каждому. Основная задача классного руководителя заключается в создании атмосферы защищенности в коллективе, целенаправленному планированию ситуаций, ведущих к изменению положения ребенка в детской среде и в дальнейшем развитии индивидуальности детей.
Только в благоприятной психологической среде мы можем говорить об эффективной воспитательной системе по всем направлениям развития личности ребенка и формировании социокультурной ситуации.