Тест 1. «Диагностика типа памяти»
(определение типа памяти методом воспроизведения по-разному воспринятых слов).
Испытуемому предлагается поочерёдно 4 группы слов для запоминания на слух, при зрительном восприятии, при моторно-слуховом, при комбинированном.
I II III IV
дирижабль самолёт пароход волк
лампа чайник собака бочка
яблоко бабочка парта коньки
карандаш ноги сапоги самовар
гроза бревно сковорода пила
утка свеча калач весло
обруч тачка роща загадка
мельница журнал гриб прогулка
попугай машина шутка книга
листок столб сено трактор
Экспериментатор читает первый ряд слов (Слуховое запоминание) с интервалом 4-5 сек. между словами. После 10-секундного перерыва ребёнок записывает на листочке запомнившиеся слова и отдыхает 10 минут.
Затем экспериментатор показывает слова 2 ряда (зрительное запоминание), которые ученик после 10-ти секундного перерыва также записывает по памяти на листочке.
Дав 10 минут отдыха, экспериментатор читает вслух слова 3 ряда, а ребёнок шёпотом повторяет каждое из них и «записывает» в воздухе пальчиком ( моторно-слуховое запоминание ). После 10 секунд перерыва воспроизводит слова на листочке.
После 10 минут перерыва для запоминания предъявляются слова 4 ряда. На этот раз экспериментатор читает слова, а ребёнок одновременно следит по карточке, шёпотом повторяет каждое слово и «пишет» его в воздухе (комбинированное запоминание). Затем воспроизводит запомнившиеся слова.
Таким образом, при запоминании и дальнейшем воспроизведении ребёнком каждого ряда слов доминирует определённый вид анализатора : слуховой, зрительный, моторно-слуховые центры и их комбинации.
Обработка и анализ результатов:
О преобладающем типе памяти у ребёнка можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти С:
С=(А:10)х100%
А – количество правильно воспроизведённых слов.
Тип памяти характеризуется тем, в каком из рядов более успешное воспроизведение слов. Чем выше коэффициент памяти к 100%, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.
По результатам исследования можно говорить о трёх уровнях запоминания: высокий(более 80%), средний(60-79%), низкий (объём запоминания меньше 50-60 %).
Тест 2. «Картинки»
(оценка зрительной памяти – кратковременной и долговременной).
Ребёнку показываются 10 картинок, на каждой из которых изображён знакомый предмет. Время демонстрации каждой картинки 1-2 секунды. После знакомства ребёнка со всеми десятью картинками по очереди ребёнок должен назвать предметы, которые он запомнил. Порядок не имеет значения.
Учитывается, сколько предметов от их общего числа названо ребёнком по памяти; повторы не учитываются, так же, как и названные предметы, которых на картинках не было.
Через 1 час ребёнку предлагается снова вспомнить все картинки.
Обычно дети 6-7 лет воспроизводят с помощью взрослого 7-8 предметов из 10.
Тест 3. «Запомни слова»
(оценка слуховой памяти – кратковременной и долговременной).
Ребёнку читаются 10 слов : стол, тетрадь, часы, конь, брат, яблоко, собака, окно, лампа, огонь. Просим повторить слова, которые он запомнил, в любом порядке.
6-7-летний ребёнок обычно повторяет 5-6 слов. Это показатель хорошей кратковременной памяти.
Далее ребёнку называют те слова, которые он не воспроизвёл самостоятельно, и так повторяют 5 раз. Обычно к пятому повторению ребёнок в силах назвать 9-10 слов.
К этому упражнению надо вернуться через 1 час и , не называя слов, попросить ребёнка вспомнить их. Долговременная память для детей 6-7 лет считается хорошей, если он припомнил 7-8 слов.
Тест 4. «Запомни фразы»
(оценка смысловой памяти).
Ребёнку читаются такие фразы:
- Зимой идёт снег.
- Дети любят играть.
- В саду растут яблони и груши.
- В небе летит самолёт.
- Девочка играет с собакой.
Ребёнка просят повторить те фразы, которые он запомнил. При этом главное – предать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обязательно. Если с первого раза ребёнок не смог повторить все фразы, надо прочитать их ещё раз.
Ребёнок 6-7 лет обычно справляется с этим заданием после 2-й или 3-ей попытки.
Тест 5. «Запомни пару»
(исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов).
Ребёнку предъявляются два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют.
I II
кукла – играть жук – кресло
курица – яйцо компас – клей
ножницы – резать колокольчик – стрела
лошади – сани синица – сестра
книга – учитель лейка – трамвай
бабочка – муха ботинки – самовар
щётка – зубы спичка – графин
барабан – музыкант шляпа – пчела
снег – зима рыба – пожар
корова – молоко пила – яичница
Экспериментатор читает испытуемому 10 пар слов исследуемого ряда ( интервал между парой слов – 5 секунд ). После 10 секунд перерыва читаются левые слова ряда ( с интервалом в 10 секунд ), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.
Результаты записывают в таблицу:
Объём логической памяти
Объём механической памяти
Кол-во слогов 1-го ряда(А1)
Кол-во запомнив-шихся слов (В1)
Коэффициент смысловой памяти (С1=А1:В1)
Кол-во слогов 2-го ряда (А2)
Кол-во запомнив-шихся слогов (В2)
Коэффициент
механической памяти (С2=А2:В2)