ПРОФИЛАКТИКА АЛКОГОЛИЗМА СРЕДИ ДЕТЕЙ
ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА.
К основным способам профилактики алкоголизма среди детей подросткового возраста специалисты относят:
- просвещение родителей в форме лекций, бесед;
- формирование нравственной культуры личности учащихся и осознания подростком ценности своего здоровья;
- своевременное определение феномена психологической готовности к употреблению алкоголя у подростков;
- ознакомление подростков со специальной литературой о вреде алкоголя.
Все эти способы могут быть использованы педагогами и психологами для профилактики подросткового бытового пьянства.
Индивидуальные беседы с родителями носят более обстоятельный и продуктивный характер, поскольку индивидуально родители приходят в школу в удобное для них время. Вместе с тем данные беседы проводятся в удобное для родителей время школьным психологом, так как учителя заняты проведением занятий. Удобно проводить беседы заочно – по телефону, поскольку родители соглашаются на составление диалога с психологом и в обеденный перерыв без отрыва от производства.
Работа с учителями и администрацией школы проводится в контексте просвещения и предложения партнерства с психологами и врачами для коррекции поведения подростков в контексте профилактики бытового пьянства, ознакомления с основными направлениями профилактической работы в образовательном учреждении и предложений по внедрению данных направлений в деятельность образовательного учреждения.
Основные направления профилактической работы в общеобразовательном учреждении:
1. Валеологическое
Задачи направления:
- Формирование здоровой школьной среды
- Обеспечение каждому подростку физиологического и психологического комфорта в школе.
Содержание работы:
- Реализация комплекса мероприятий по профилактике переутомления и учебных перегрузок
- Нормативная регламентация санитарно-гигиенических параметров школьной среды
- Рациональная организация учебной деятельности и режима дня школьников, учитывающая состояние здоровья детей, индивидуальные и возрастные психофизиологические особенности, динамика работоспособности
- Проведение оздоровительных мероприятий на всех уроках:
физкультминуток, тренингов для снятия напряжения и активизации резервных возможностей детей и т.д.
- Введение большего количества часов физической культуры
- Создание условий для активного отдыха и эмоциональной разрядки на переменах.
2. Учебно-методическое (дидактическое) направление работы Задачи направления:
- Формирование эмоционально благоприятной среды обучения
- Предотвращение учебных перегрузок
- Создание условий для реализации развивающей функции
образования
- Повышение продуктивности обучения
- Стимулирование учащихся к саморазвитию и самообразованию
- Развитие творческих способностей, оказание помощи в максимальной реализации личностного потенциала.
Содержание работы:
- Максимальная индивидуализация образования в соответствии с возможностями, способностями, уровнем развития и состоянием здоровья каждого ребенка.
- Валеологическое обоснование и валеологическая экспертиза всех видов педагогической деятельности.
- Внедрение научно-обоснованных принципов организации образовательного процесса: положительное эмоциональное подкрепление в ситуации успеха, личностно-ориентированное взаимодействие, межпредметная интеграция, наглядность, групповые, проблемные, игровые, диалоговые и др. прогрессивные формы работы.
- Повышение психолого-педагогического мастерства учителя и развитие его личностных качеств.
- Разработка моделей психолого-педагогической помощи ученикам по развитию творческих способностей.
- Формирование у школьников здорового образа жизни, здорового тела, души и духа.
- Становление здоровой личности, развитие добрых чувств, интеллекта, здорового тела.
- Формирование восприятия ценности своей жизни, защищенности и свободы самовыражения. Развитие способности рефлексии собственных состояний и действий.
- Обучение навыкам поддержания хороших межличностных отношений - навыки эмпатии, понимание других людей, независимо от социального происхождения.
- Формирование в семье совместного проведения досуговых мероприятий с отказом приема алкоголя родителями.
- Становление гражданских качеств личности, воссоздание структур детского самоуправления, развитие педагогически организованной деятельности учащихся (трудовой, спортивной, досуговой, культурной и др.).
- Формирование умения предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия своих поступков в отношении собственного здоровья.
- Повышение мотивации детей к занятиям оздоровительными формами физической культуры.
- Воспитательная работа по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения среди детей и подростков.
- Организация досуговой деятельности по месту жительства.
- Разработка и реализация комплексных программ взаимодействия с семьей: консультативно-диагностической, методической, коррекционнопедагогической помощи семьям.
Формы работы, которые могут быть использованы в ходе антиалкогольной профилактики:
- Групповая работа
- Тренинг поведения
- Личностный тренинг
- Обучение саногенному мышлению
- Дискуссии
- Мозговые штурмы
- Беседы
- Лекции
- Ролевые игры
- Психодрама
В общеобразовательных школах необходимо целенаправленно проводить мероприятия, посвященные проблемам борьбы с алкоголизмом, распространённым среди подростков. При планировании работы предпочтение стоит отдавать формам и методам, помогающим ученикам самим формировать духовно-нравственные установки, собственные оценки и убеждения, сформировать здоровый образ жизни.
Рекомендации для родителей и учителей
Как научить детей сопротивляться предложениям со стороны сверстников попробовать алкоголь или наркотики?
- Учите вашего ребенка иметь свою индивидуальность. Расскажите ему, что делает человека особенным и уникальным. Поговорите с ним о людях, которых он уважает, спросите, что, на его взгляд, делает их особенными, заслуживающими уважения. Попросите вашего ребенка рассказать о собственных индивидуальных качествах, не забудьте напомнить ему те положительные и прекрасные качества, которые он может упустить.
- Изучите с вашим ребенком значение слова «дружба». Попросите его составить список понятий, которыми он охарактеризовал бы друга, и другой список - о недруге. Пока ваш ребенок составляет эти списки, напишите свои собственные. Сравните, чей список более полный.
- Объясните ребенку, что существуют предложения, на которые можно и нужно отвечать твердым отказом. Многие родители учат своих детей быть всегда вежливыми, почтительными и покладистыми. Несмотря на то, что в большинстве жизненных ситуаций такие черты характера являются позитивными, они не позволяют ребенку быть самим собой и развивать свою индивидуальность. Часто дети нуждаются в родительском разрешении, чтобы сказать «нет», когда на них оказывают давление. Объясните вашему ребенку, что в определенных ситуациях каждый имеет право высказать свое собственное мнение. Например, когда ровесники оказывают на него давление с целью заставить курить, принимать алкоголь или наркотики.
- Изучайте особенности употребления алкоголя и наркотиков в молодежной среде. Существуют ситуации, в которых подросткам считается необходимым употребление алкоголя или наркотиков. Вы можете помочь вашему ребенку избежать этих неприятных ситуаций. Не разрешайте вашим детям ходить в гости к своим друзьям, когда их родителей нет дома, не допускайте, чтобы он становился членом «скрытых» компаний (то есть неконтролируемых взрослыми). Сомнительно, что два последних требования применимы к российским условиям. Однако, безусловно, родители должны следить за увлечениями своих детей и представлять, где и с кем они проводят свое время. И, конечно же, не следует допускать домашних (а равно и других) вечеринок в отсутствии взрослых, о чем иногда забывают родители, дети которых настойчиво требуют предоставить им самостоятельность.
- Используйте пример сверстников. Существует множество ситуаций, когда позитивный пример ровесников оказывает существенное влияние на ребенка.
Родителям необходимо знать косвенные показатели и явные признаки, свидетельствующие об употреблении подростком психоактивных веществ для проведения профилактических и лечебных мероприятий с целью сохранения здоровья собственного ребенка.
«ПОДСКАЗКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ»
- Согласитесь с беспокойством и неудовольствием. Это возраст, полный противоречий и беспокойства. Ничего ненормального нет в том, что поведение подростка изменчиво и непредсказуемо, что он мечется от крайности к крайности, любит родителей и одновременно ненавидит их и т.д.
- Избегайте попыток казаться слишком понимающим. Избегайте таких высказываний как «Я отлично понимаю, что ты чувствуешь». Подростки уверены, что они неповторимы, уникальны в своём роде. Их чувства - это даже для них самих что-то новое, личное. Они видят себя как сложных и таинственных существ, и они искренне огорчены, когда в глазах других их переживания выглядят простыми и наивными.
- Различайте согласие и разрешение, терпимость и санкционирование. Родители могут терпимо относиться к нежелательным поступкам детей (например, новая прическа) – то есть поступкам, которые не были санкционированы, не поощрялись родителями.
- Разговаривайте и действуйте как взрослый. Не соперничайте с подростком, ведя себя, так как он, используя молодежный жаргон. Подростки нарочно принимают стиль жизни, отличный от стиля жизни их родителей, и это тоже составляет часть процесса формирования их личности. Так начинается отход от родителей.
- Одобряйте подростка и поддерживайте его сильные стороны. Ограничьте комментарии, относящиеся к дурным сторонам характера подростка. Напоминание о недостатках может сильно затормозить общение подростка с родителем. Многоэтапной задачей родителя является создание таких отношений и предоставление подростку такого жизненного опыта, которые будут укреплять характер и создавать личность.
- Избегайте акцентировать слабые стороны. При обнаружении другими слабых сторон характера подросток чувствует боль. А если причина этой боли - родители, то она дольше не проходит.
- Помогите подростку самостоятельно мыслить. Не усиливайте зависимость от вас. Говорите языком, который поможет развить независимость: «Это твой выбор», «Сам реши этот вопрос», «Ты можешь отвечать за это», «Это твоё решение». Родители должны подводить детей к самостоятельному принятию решений и учить сомневаться в правильности мнений ровесников.
- Правда и сочувствие рождают любовь. Не торопитесь вносить ясность в те факты, которые, по вашему мнению, были извращены. Родители, скорые на расправу, не научат уважать правду. Некоторые родители излишне торопятся точно сообщить, где, когда и почему они были правы. Часто подростки встречают такие заявления упрямством и злобой. Таким образом, иногда и правда превращается в смертельное для семейных отношений оружие, если единственная цель - это докопаться до истины.
- Уважайте потребность в уединении, в личной жизни. Этот принцип требует некоторой дистанции, что может показаться для некоторых родителей невозможным.
- Избегайте громких фраз и проповедей. Попробуйте разговаривать, а не читать лекции. Избегайте заявлений типа «Когда я был в твоем возрасте…», «Это меня ранит больше, чем тебя…».
- Не навешивайте ярлыков. «Аня глупая и ленивая. Она никогда ничего не добьётся». Такое «навешивание» ведет к тому, что предсказание исполняется само собой. Ведь дети склонны соответствовать тому, что о них думают родители.
- Избегайте неоднозначных высказываний. Обращение родителя к подростку должно содержать одну информацию: понятный запрет, доброжелательное разрешение или открытую возможность сделать выбор.
- Избегайте крайностей: давать полную свободу так же неверно, как и «закручивать гайки».
- Сохраняйте чувство юмора.
БЕРЕГИТЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ!