«Актуальные проблемы профилактики негативных явлений
в подростковом возрасте»
Подростковый возраст является переломным моментов в жизни каждого подростка. (Вопрос для аудитории: «Какой период жизни человека можно считать подростковым возрастом?». Принимаются все варианты ответов родителей). По определению психологов подростковый возраст начинается с …
Зачастую подростки имеют заниженную самооценку, стремятся к группированию в среде сверстников. Если в семье неблагоприятная психологическая атмосфера, то подросток более склонен к рискованному поведению, асоциальным поступкам.
1. Почему в подростковом возрасте велика вероятность возникновения низкой самооценки?
Первая и основная причина – это воспитание. Родители очень часто упрекают своих детей за все что можно и что нельзя. В такой ситуации у ребенка очень легко создается ощущение, что он все на свете делает неправильно. Если в позднем детстве или в юности это ощущение человеку победить не удается, то он переносит с собой низкую самооценку во взрослую жизнь, а это уже по-настоящему страшно и опасно. Человек никогда не сможет достичь чего-то серьезного в жизни, если он себя не ценит.
Вторая причина не так часто, но тоже встречается. Есть люди с мягким и нерешительным характером, легко убеждаемые и «ведомые» во всех смыслах. Такому человеку достаточно в грубой или резкой форме сказать, что он ничего не стоит или ничего из себя не представляет, как его самооценка упадет до нуля. В этом случае, самооценка поднимается таким же способом, т.е. человеку уверенно и четко говорят, что он на самом деле очень «хороший».
Гипоопека (недостаток внимания со стороны родителей), либо гиперопека (повышенное внимание и забота к ребенку) приводит к тому, что наши дети начинают искать «отдушину» в кругу сверстников или более старших друзей, знакомых, где их понимают, принимают, предлагают и порой принуждают к употреблению ПАВ, совершению противоправных деяний.
Сделаем анализ социально педагогической характеристики семей школы: всего в школе на 01.11.2018 года 378 семей из них неполные 128 семей (34 процента), т.е. дети воспитывающие по каким-то причинам 1 из родителей: из них 45 матери одинокие, вдовы и вдовцы. Проблемы финансово-экономического характера, когда родители стараются обеспечить детей всем необходимым, заняты производственными вопросами, добычей материальных средств, устройством личной жизни накладывают свой отпечаток и на детско-родительские отношения: на отсутствие внимания со стороны родителей к проблемам и нуждам детей.
2. Процесс самоутверждения особенно интенсивно заметен в возрасте 12-13-14 лет. Если ситуация в окружении ребенка благоприятная, то он как личность развивается гармонично.
В этот период у ребенка появляется потребность общаться с друзьями, а учебные процессы отходят на второй план. По этому поводу с родителями бывают споры и разногласия. Ребенок под нажимом взрослых или по привычке продолжает хорошо учиться, но в школу торопится, чтобы встретить друзей, поделиться новостями, зарекомендовать себя в коллективе сверстников с лучшей стороны.
Все негативные явления, с которыми мы сталкиваемся и привычно называем отклоняющимся или девиантным поведением по сути своей являются звеньями одной цепи. Если присмотреться повнимательнее, то всякое отклоняющееся поведение это некий звоночек, сигнал о бедствии, о неблагополучии, который посылают нам дети в надежде на помощь, на понимание, на сочувствие, будь это агрессивное поведение или невыученный урок, нарушение дисциплины, курение и т.п. Если мы, взрослые, не обращаем внимание на эти сигналы, либо обращаем на них внимание негативное, оценочное, пытаемся давить, притягивать к общепринятым нормам, вместо того, чтобы помочь в разрешении возникших трудностей, сложностей, поведение чаще всего ухудшается, переходит на новый более серьезный виток. Так и идет по цепочке: нарушения в поведении, неуспеваемость, конфликты, агрессивное поведение, насилие и жестокость по отношению к окружающим, порча школьного имущества, пропуски уроков, и т.д. и т.п., вплоть до правонарушений, преступлений, и разного рода зависимостей(следовательно, итог: девиантное поведение).
По определению, девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, сопровождающееся социальной дезадаптацией.
К отклоняющемуся поведению относятся различные действия подростков: различные правонарушения, и такие типично подростковые реакции, как реакция оппозиции ( противостояния), побеги из дома, реакция группирования со сверстниками, а также суицидальное поведение реакция агрессивного, антисоциального, аддиктивного характера (аддиктивное поведение выражается в стремлении к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, что достигается различными способами) (алкоголизм, токсико- и наркомания, гемблинг (игровая зависимость),
Предоставляется слово представителям отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и торговли людьми Мозырского РОВД.
Бурно протекающий подростковый кризис, стремление к взрослости, на фоне противоречий физиологического и психического развития (отсюда и неадекватность реакций во взаимоотношениях с окружающими и противоречивость в действиях и поступках).
Подростковый возраст связан с проявлениеминтересак противоположному полу. И зачастую проблемы полового развития и воспитания детей, выстраивания взаимоотношений между мальчиками и девочками не проговариваются в кругу семьи ( один из серьезных вопросов, который должен оговариваться прежде всего законными представителями). Это очень интимная тема, к которой надо подходить очень осторожно, с учетом настроения ребенка, его индивидуальных особенностей характера. Дети начинают раннюю половую жизнь не имея представления о последствиях, с которыми они могут столкнуться.
Слово предоставляется врачу –гинекологу Мозырской женской консультации.
Причины всех этих явлений практически одни и те же: несформированность произвольности в поведении, неумение выстраивать отношения с окружающими сверстниками и взрослыми, позиция эгоцентризма, когда на первом месте своя точка зрения, а другие даже не рассматриваются, неблагополучия в семье(в особенности).
Основные формы психопрофилактики различного вида девиантного поведения:
1.Работа, направленная на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определённое явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов.
2.Работа с «группой риска», например, подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время, выявление данных учащихся, выявление данных семей
3.Организация социальной среды. В её основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательные поведение личности. Объектом работы может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность. В рамках данной модели профилактика зависимого поведения у подростков включает прежде всего социальную рекламу на формирование установок направленных на здоровый образ жизни и трезвость.
4.Информирование. Это наиболее привычное для нас направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов, создание сайтов в Интернете.
5.Активное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы:
6.Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. например, аддикция (зависимость) может играть важную роль в личностной динамике- повышение самооценки или интеграция в референтную среду. Предполагается, что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получают что-то лучшее. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествия), испытания себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная). Эта форма реализуется практически во всех программах оказания помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения.
В семейном воспитании ведущими профилактическими задачами выступают ранее воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование умения себя занять и трудиться. Родители должны понимать, что они формируют потребности личности через вовлечение ребёнка в различные виды активности- спорт, искусство, познание. если к подростковому возрасту позитивные потребности не сформированы личность оказывается уязвимой в отношении негативных потребностей и занятий.
7.Организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом.умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным. здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств. Такой стиль основан на экологическом мышлении и существенно зависит от уровня развития общества.
В различных видах психопрофилактической работы могут использоваться схожие формы и методы. По способу организации работы выделяют следующие формы психопрофилактики: индивидуальная, семейная, групповая работа. В целях предупреждения отклоняющегося поведения используются различные социально-психологические методы. Среди ведущих методов психопрофилактической работы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения. Наиболее эффективными являются, прежде всего, интерактивные формы проведения работы.
Роль педагога в работе с такими детьми и подростками можно обозначить так: помощь в своевременном выявлении таких детей и первичная профилактика (сбор анамнестических сведений).
Совет родителям:
Делайте вместе со своим ребенком то, что вам нравится, что вам приятно.
Пусть вас увлекает совместный процесс и полученный результат.
Это создаст прекрасное настроение и поможет вам поверить в себя и в своего ребенка.
Использованная литература:
- Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. М., 2000. С.59
- Подросток на перекрестке эпох. Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. / Под ред. Кривцовой С.В. М., Генезис. 1997. С.80-112
- Скопинцева Е., Пономаренко И.В. Особенности самовыражения подростков // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/04/2630 (дата обращения: 12.11.20