Рекомендации РОДИТЕЛЯМ ( добрые советы, проверенные временем):
Находите время для своих детей прямо сейчас.
Работая « ради ребенка», вы пропускаете его настоящее. Сможете ли вы компенсировать это будущим?
Когда вы устали, подумайте о том, как вы можете позаботиться о себе.
Ребенок не виноват в том, что вы не успели отдохнуть, и он не должен от этого страдать. Подумайте над способами, которые помогут вам заполнить радостью, спокойствием. Только в таком наполненном состоянии вы сможете искренне ПРОЯВЛЯТЬ свою ЛЮБОВЬ.
То на что обращаете внимание, увеличивается, вырастает.
Если обращать внимание только на недостатки, они проявляются еще больше. В результате дети разочаровываются и в себе , и в нас. Замечайте положительные стороны ваших детей, хвалите их достоинства.
Ребенку нужны разумные границы.
Когда существуют определенные правила- это своеобразный контур безопасности. Границы- это наши « можно» и « нельзя». Это режим дня. Это определенная семейная структура. Это разумные, справедливые правила, которые помогают наполнить свое пространство. Если эти границы жесткие- вы получите сопротивление, если их нет вообще- манипуляцию. ( т.е. то же сопротивление)
Говорите своему ребенку, что вы его любите и что он вам нужен.
Если вы думаете, что и так это знает, то вы ошибаетесь. Ваш ребенок не телепат, и ему нужно слышать и чувствовать вашу любовь и собственную значимость. Уважайте личность ребенка.
Вспомните, когда вы последний раз просили прощение у ребенка?
Когда делились с ним своими планами или просто о чем-то мечтали вместе? Ребенку необходимо чувствовать, что вы цените его и что вы справедливы с ним.
Будьте на стороне ребенка.
Находясь во внешнем мире, ребенок проявляет свои возможности и границы. Он учиться контактировать с внешним миром. Семья –это защитное поле, в котором ребенок должен чувствовать себя в полной безопасности. Поэтому если ребенок совершил ошибку на улице, в школе или в детском саду- вы должны стать его адвокатом. Что бы не происходило- он должен знать, что вы его тыл, его защита. А уже дома он получит то, что заслужил.
Демонстрируйте разные модели реакций и поведения.
Если ребенок проявляет агрессию, вы не можете ему отвечать тем же. Таким образом вы закрепите его негативную модель. Вы тем же скажете, что так поступать можно. На агрессию, кулаки, следует отвечать спокойствием, любовью и терпением, тем самым вы дадите ребенку понять, что существуют различные способы контакта.
Будьте чуткими и внимательными.
Запомните, больно делает только тот, кому самому больно. Если ваш ребенок бьет вас или других детей, значит ему больно самому. Значит , он ощущает угрозу, испытывает насилие на себе. Запомните. Насилие может быть не только физическим, но и эмоциональным. Постоянная критика, ругань и даже чрезмерная забота ( ребенку кажется в этом случае, что его контролируют) могут ощущаться ребенком как насилие.
Не заставляйте делать ребенка то, чего никогда не делаете сами.
Мама: – Мой ребенок лентяй, он ничего не хочет делать. Я его вожу в музыкальную школу, а он занимается как попало. Ему ничего не интересно. Он ничем не увлекается!
Психолог:- Скажите, а чем вы сами увлекаетесь?
Мама(удивленно):- Нет, я сижу дома и воспитываю его.
Как можно чаще устраивайте совместные игры.
В играх у ребенка есть возможность научиться общению, примерять на себя различные роли и прожить негативные чувства. Когда вы играете с ребенком, вы тем самым учите его общению и даете возможность насытиться временем, которое вы проводите вместе… Желательно, чтобы в играх участвовали одновременно и мама, и папа, и те члены семьи, которые вовлечены в жизнь ребенка.
Запомните: вы очень нужны вашему ребенку.
Важно не столько количество общения, сколько его качество. Когда вы проводите время вместе, делайте именно то, что хочет ребенок. Лучше полчаса играть вместе в куклы, машинки, читать книгу, чем целый день находиться в одной комнате и заниматься разными делами.
Делитесь с ребенком своими чувствами.
Тем самым вы научите его разбираться со своими собственными переживаниями и уважать права других людей. Когда вы устали или расстроены, перестаньте притворяться. А честно скажите: « Я сейчас расстроена( расстроен), мне нужно отдохнуть, а потом мы поиграем»; или « Я сейчас злюсь, мне нужно время, чтобы успокоится». Тем самым вы избавите ребенка от напряжения и внесете ясность и понимание в происходящее.
И, наконец, запомните: нет таких волшебных советов, которые раз и навсегда сделают вашего ребенка ангелом.
Ваш ребенок- личность, он такой, каким он пришел в этот мир.
Вы можете научиться любить его, уважать его права и договариваться с ним, но вы не можете и не должны переделывать его.
Нет абсолютно плохих и абсолютно хороших качеств в нас и наших детях.
Любое качество может оказаться полезным. Агрессия дает возможность постоять за себя, когда обижают. Упрямство- составляющая настойчивости, целеустремленности. Страх поможет быть осторожным и внимательным.
Замечайте в своих детях хорошее, светлое, доброе и будьте готовы снова сталкиваться с трудностями и решать новые задачи в развитии.
Рекомендации учителям и родителям, работающим с гиперактивными детьми.
- Предоставить ребёнку возможность для расходования энергии. С этой целью полезно ежедневные физические занятия на свежем воздухе, длительные прогулки, побольше динамики.
- Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.
- Чаще давайте понять, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои решения и поступки.
- Занять таким видом деятельности, чтобы он мог и умел своим трудом выделиться среди сверстников, а не поведением, т. к. неутолима жажда признания.
5) Не критиковать личность в целом, а его поступки. Замечания не делать постоянно. За несколько проступков — одно замечание или наказание.
- Оберегать ребёнка от переутомления, поскольку это приводит к снижению у него самоконтроля и нарастанию гиперактивности. Целесообразно работать с ним в первой половине дня, уменьшить нагрузку, делать перерывы.
- Усилить систему поощрений и наказаний (наказание — неподвижностью). Такое наказание он запомнит.
- Если ребенок осознал проступок, то с ним беседуют. Беседа должна быть запоминающейся.
- Повышать самооценку, уверенность в себе.
- Учитывать его индивидуальные особенности, создать такие условия, при которых невнимательность этих детей и неумение организовать свою деятельность проявлялись бы в меньшей степени;
- Каждый вид работы требует специальной инструкции и многократного её повторения со стороны учителя, чтобы ребёнок понял и усвоил учебный материал.
- При объяснении новой темы между учителем и ребёнком должен быть зрительный контакт;
- Задание для такого ребёнка записывается на доске, если задание объёмное, необходимо поделить его на части;
- Придерживаться в отношениях с таким ребёнком «позитивной модели»: хвалить его, когда он этого заслужил; подчёркивать его успехи, что поможет укрепить уверенность ребёнка в собственных силах; поощрять его за все виды деятельности, требующие концентрации внимания;
- В процессе учебной деятельности необходимо хвалить ребёнка не только за хорошее поведение или правильно выполненное задание, но и за старание, желание работать;
- Ввести балльную или знаковую систему вознаграждений;
- Избегать резкого тона в обращении с ним, стараться говорить сдержанно, спокойно, мягко, применяя систему коротких указаний: «слушай», «остановись», «запомни», так как сложные предложения он не воспринимает;
- Давать ребёнку в определённый отрезок времени только одно задание, чтобы он мог его завершить. Для подкрепления инструкций можно использовать зрительную стимуляцию, привлекая дополнительные органы чувств.
- Не требовать от него высоких отметок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по двум-трём основным.
- Проводить с ним больше времени: играть, учить, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах;
- Дома следует создать для ребёнка спокойную обстановку;
- Стараться, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт ещё к большему ухудшению внимания и самоконтроля.