Инструктивно-методическое письмо
«О дополнительных мерах по совершенствованию военно-патриотического воспитания учащихся в учреждениях общего среднего образования»
В целях дальнейшего совершенствования военно-патриотического воспитания обучающихся считаем целесообразным принять дополнительные меры по активизации соответствующего направления работы.
В Республике Беларусь создана система кадетского образования, в каждом регионе функционируют кадетские училища, имеющие богатый опыт в сфере военно-патриотического воспитания, подготовленные кадры, необходимую материально-техническую базу. Данные учреждения образования тесно взаимодействуют с учреждениям общего среднего образования (далее – УОСО) своих регионов.
Справочно: На базе ГУО «Могилевское областное кадетское училище имени Героя Советского Союза Евгения Николаенко» создан областной Центр патриотического воспитания, основными задачами которого являются:
проведение организационно-методических мероприятий в рамках сложившейся системы патриотического воспитания;
взаимодействие и координация деятельности областного Центра с учреждениями общего среднего образования Могилевской области, воинскими частями и военизированными формированиями, общественными организациями при проведении мероприятий патриотической направленности, подготовке и проведении военно-патриотических и историко-патриотических мероприятий, посвященных юбилейным и памятным событиям в истории Беларуси;
изучение военной истории и традиций Республики Беларусь, обеспечение популяризации достижений военно-исторической науки, поднятие престижа военной службы;
формирование начальных практических навыков по основам военной службы;
противодействие негативным социальным процессам в молодежной среде, вытеснение проявлений асоциального поведения учащихся и др.
В этой связи считаем целесообразным рассмотреть вопрос о создания на базе кадетских училищ ресурсных центров по военно-патриотическому воспитанию и организовать их взаимодействие с УОСО региона на основе заключения договоров о сотрудничестве или разработке главными управлениями образования (по образованию) облисполкомов, комитета по образованию Мингорисполкома планов работы (взаимодействия).
В настоящее время на базе УОСО во всех регионах созданы и функционируют различные ресурсные центры (по гражданскому и патриотическому воспитанию; идеологическому и патриотическому воспитанию; военно-патриотическому воспитанию; по совершенствованию профессиональных компетенций руководителей по военно-патриотическому воспитанию и др.). Оценивая их работу, следует помнить о следующих критериях деятельности: осуществление учреждением образования методической (научно-методической), организационной, информационной, консультационной и (или) экспертной поддержки деятельности других учреждений образования по одному или нескольким направлениям развития образования; эффективное использование учреждением образования современных образовательных, в том числе информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе; наличие в учреждении образования кадровых, научно-методических, материально-технических, информационных и иных ресурсов и условий, позволяющих ему выступать в качестве ресурсного центра по одному или нескольким направлениям развития образования для других учреждений образования.
Анализ информации, размещенной на сайтах ресурсных центров, показывает в ряде случаев низкую методическую ценность данных ресурсов. Как правило, на сайтах размещаются положения, планы работы, перечень нормативных правовых и иных документов, отчеты (фотоотчеты) о проведении мероприятий, ссылки на иные ресурсы. Целесообразно также размещение видеоматериалов (ролики, фильмы и др.), презентаций, методических разработок (сценариев мероприятий, рекомендаций, консультаций и др.), созданных на базе соответствующих ресурсных центров, имеющих универсальный характер и доступных для скачивания. Содержательное наполнение сайта должно быть ориентировано не только на руководителей по военно-патриотическому воспитанию (далее – руководители ВПВ), но и на иных субъектов военно-патриотического воспитания (классного руководителя, педагога-организатора и др.). Следует также продумать размещение материалов для учащихся и их законных представителей (информационные материалы, юридические комментарии о службе в армии, выборе военной профессии и др.).
В соответствии с приказом Министра образования Республики Беларусь от 24.11.2021 № 819 «Об организации работы руководителей по военно-патриотическому воспитанию» регулярно осуществляется изучение организации работы руководителей ВПВ в УОСО. Анализ показывает, что в УОСО определенная часть руководителей ВПВ являются внутренними совместителями (в отдельных районах этот показатель составляет 65 %); используется практика дробления ставки на части (до 0,25 ставки). Анализ деятельности руководителей ВПВ позволяет констатировать, что соответствующие специалисты-совместители меньше мотивированы и включены в организацию внеучебной деятельности учащихся патриотической направленности (чаще ведут факультативные занятия, руководят объединениями по интересам иной направленности), реже преподают предмет «Допризывная и медицинская подготовка», чем основные работники. При трудоустройстве необходимо принимать на работу руководителя ВПВ как основного работника, недопустимо дробить ставку на части.
Хорошо зарекомендовала себя практика создания районных методических объединений руководителей ВПВ. Их деятельность ориентирована на решение конкретных профессиональных затруднений, оказание помощи менее опытным специалистам. Целесообразно обеспечить создание методических объединений руководителей ВПВ в каждом районе и поручить организационно-методическое сопровождение их деятельности конкретным специалистам (управлений (отделов) по образованию, учебно-методических кабинетов и др.).
С целью повышения эффективности военно-патриотического воспитания в УОСО целесообразно осуществить следующие меры:
шире использовать интерактивные формы и методы работы: дискуссионные (диалоговые площадки, диспуты, дебаты, дискуссии, решение конкретных ситуаций), игровые (деловые, ролевые, имитационные, организационно-деятельностные, профориентационные игры, игровое проектирование, инсценирование, театрализация и др.);
организовать проведение совместных для учащихся и их законных представителей мероприятий патриотической направленности, в том числе в шестой школьный день;
активизировать работу по организации факультативных занятий, деятельности объединений по интересам военно-патриотического профиля;
обеспечить регулярное обновление информации о мероприятиях военно-патриотической направленности (проведение акций и мероприятий, военно-спортивных игр, деятельности музея (музейной комнаты), объединений по интересам и др.) на стендах, официальном сайте и социальных сетях;
регулярно рассматривать вопросы качества организации военно-патриотического воспитания, деятельности руководителя ВПВ на педагогических советах, совещаниях при директоре, заместителе директора по воспитательной работе и др., учитывая динамику проявлений критерия «гражданственность и патриотизм» при оценке уровня воспитанности учащихся;
совершенствовать материально-техническую базу, оснащение учебных кабинетов для организации образовательного процесса по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка», проведения военно-спортивных игр и соревнований.
Информацию о результатах выполнения вышеназванных поручений необходимо включить в годовой отчет по мониторингу организации шестого школьного дня и представить до 30 мая 2022 г. в Министерство образования.